Традиционные старинные хумпены и их разновидности

  • 2012-11-01



    Среди музейных и частных коллекций стеклянных изделий нередко можно встретить такой антиквариат, как старинные хумпены, традиция которых восходит «долговязым» сосудам средневековья. Хумпены представляют собой мощную стопу, созданную при помощи свободного выдувания без использования формы. Их изготавливали из буро-зеленого или бесцветного прозрачного стекла. Такое слегка грубоватое, не очищенное от природных примесей стекло назвалось «лесным».

     

    Верхние части хумпенов чаще всего венчались крышками, призванными сохранять аромат вина или шапку пивной пены. Такие старинные изделия из стекла изготавливались в лесистых областях Германии и Богемии. Там же их расписывали цветными густыми эмалевыми красками. Готовый товар обычно забирали специальные разносчики, доставлявшие его в города на продажу. Практически все хумпены, сохранившиеся до нашего времени, обозначены датой.

     

    До начала семнадцатого века наиболее популярные мотивы росписи таких предметов старины содержали призывы к объединению немецких земель. Хумпены украшались такими символами имперской власти как двуглавые орлы с распластанными крыльями, на которых появлялись гербы многочисленных немецких вольных городов, княжеств и разных самостоятельных владений. Как правило, подобные хумпены изготавливались богемскими мастерами.

     

    Такие бокалы заказывали преимущественно городские трактиры и имперские погребки. Хумпены также приобретались разными братствами и гильдейскими союзами. В этом случае они обязательно украшались соответствующими сюжетами и символами. Большие высокие хумпены практически невозможно было обхватить и поднять одной рукой. На дружеских пирушках эти бокалы передавались из рук в руки.

     

    Особенной популярностью бочки-хумпены пользовались в Саксонии с ее многочисленными замками. Из них часто пили в придворных погребах, распространенных по всей территории. Такие изделия изготавливались под заказ владельцев родовых замков, саксонской знати и приближенных курфюрста. Практически все хумпены украшались гербами, мифологическими сюжетами и аллегорическими фигурами.

     

    Существовали и так называемые «особые» хумпены, декорированные двойными гербами. Они являлись символом единения двух семей и предназначались для свадебных торжеств. В семнадцатом веке в росписи этих бокалов стали чаще появляться жанровые сценки с изображением дружеских встреч, семейных сцен и видов городов. Излюбленным сюжетом хумпенов, несомненно, были сцены охоты, характерные для изделий Богемии и Саксонии конца шестнадцатого века. Миниатюрные картины, появлявшиеся на стеклянных хумпенах, не отличались особой изящностью, ведь стиль их росписи часто определялся вкусом необузданных баронов и князей, однако каждый рисунок был уникален по своей композиции и сюжету.