Уникальные фарфоровые статуэтки известного мастера Наталии Данько

  • 2012-10-24



    Имя Наталии Данько, наверняка, известно каждому коллекционеру, хотя бы раз сталкивавшемуся с искусством советского фарфора. Старинные скульптуры художницы, такие как «Милиционерка», «Матрос со знаменем», «Работница, говорящая речь», «Партизан в походе» и уникальный шахматный комплект «Красные и белые» - это своеобразная визитная карточка знаменитого агитационного фарфора, открывшего галерею образов новой, ранее неизвестной миру России.

     

    Практически во всех публикациях, посвященных советскому художественному фарфору можно встретить имя этой художницы, однако до сегодняшнего дня не существует ни одной серьезной монографии, посвященной творчеству Н. Я. Данько. По неизвестным причинам ее творчество не было систематизировано, каталогизировано и опубликовано. Творческий путь Натальи Данько продлился практически три десятилетия. Она оказалась скульптором, прочно и надолго связавшим свою жизнь с Императорским фарфоровым заводом, а созданные ею антикварные предметы представили своеобразную летопись истории России за четверть трудного послереволюционного столетия.

     

    Данько, родившаяся в 1892 году в семье железнодорожного служащего, много раз переезжала и меняла места обучения. В начале двадцатого века она стала на творческий путь и начала заниматься художественным ремеслом и скульптурой. C1909-го по 1914-й год Наталья проработала в мастерской В. Кузнецова, где совместно с другими мастерами выполнила свыше трех десятков произведений монументально-декоративной скульптуры для разных зданий Москвы, Петербурга и Киева по проектам известных архитекторов. В это время она принимала участие в оформлении российских павильонов на экспозициях в Турине и Риме. Она получила возможность посетить Италию и познакомиться с ее музеями и скульптурными памятниками.

     

    1914 год оказался решительным для всей последующей судьбы Данько: Кузнецов, назначенный на место руководителя скульптурного отделения на Императорском фарфором заводе, пригласил ее в качестве помощника. Изначально старинные предметы, выполненные Натальей, были созданы по эскизам более опытных мастеров Е. Лансере и В. Кузнецова. Серия фарфоровых фигур под названием «Пляшущие бабы» - это первая самостоятельная работа Данько, еще не отличавшаяся творческой индивидуальностью художницы.

     

    Наталья Данько вошла в историю декоративно прикладного искусства как один из наиболее талантливых скульпторов. За двадцать пять лет работы на заводе, она создала свыше трех сотен композиций и фигур тематической скульптуры – сатирической, жанровой, декоративной и портретной. Данько стала одним из первых советских скульпторов, успешно применивших фарфор в архитектуре: в 1936-1937 годах она выполнила более десятка барельефов для одной из станций метро. Кроме того, в современных коллекциях антиквариата можно встретить ее произведения, изготовленные из терракота, бронзы, фаянса и воска.