Факторы образования цен на старинные иконы

  • 2012-10-22



    Стоимость старинных икон на современном антикварном рынке может зависеть от нескольких основных факторов. В советское время цена на такие предметы культа формировалась на основе их датировки. Порой, почтенный возраст изделий заставлял не обращать внимания на практически потерянную авторскую живопись. Многие коллекционеры до сегодняшнего дня пытаются через салоны продать иконы, не стоящие даже половины суммы, некогда выплаченной при покупке. Современная ситуация сложилась так, что покупатель скорее приобретет для своей коллекции сохранившуюся икону девятнадцатого века, нежели практически полностью разрушенную работу шестнадцатого столетия.

     

    Утрата значимости характеристик иконы, касающихся атрибуции и датировок была вызвана появлением нового круга покупателей, не занимающихся профессиональным коллекционированием, и считающих все старинные иконы моленными образами или предметами любования. На стоимость таких предметов может влиять также их сюжет. В этой сфере антикварного рынка существует своя сюжетная иерархия, определяющая популярность тех или иных икон. Даже самые древние произведения имеющие «плохой» сюжет, не вызовут никакого интереса у покупателей.

     

    За период формирования устойчивого спроса на иконы, в иерархии их сюжетов произошли значительные изменения. Предпочтения покупателей постепенно сдвигались от многофигурных сложных композиций к более лаконичным вариантам. В конце восьмидесятых и начале девяностых годов наиболее популярными считались произведения с большим количеством ликов. Перенасыщенность сценами и деталями в этот период считалась истинным апофеозом «иконности».

     

    Когда первая волна ажиотажа на такие предметы антиквариата стихла, поверхностное восприятие иконы заменилось более глубоким. В этом случае произошел природный переход интереса с декоративных и оптически привлекательных икон на работы, обладающие существенной психологической выразительностью. В последнее десятилетие наблюдался опыт повышения уровня бытового благочестия, в связи с которым требования к иконе возросли. Она стала восприниматься как моленный образ, обладающий большим эмоциональным напряжением.

     

    Современный покупатель чаще всего выбирает такие старинные предметы, полагаясь на собственное чувственное восприятие, поэтому он заранее нацелен на архетипические лаконичные сюжеты. По этой причине продажа икон со сложными композициями, таких как «Воскресение» или «Распятие», является достаточно непростой. Наибольшим спросом пользуются традиционные иконографии, количество которых на антикварном рынке вполне соответствует спросу.