Живописные работы Петра Верещагина – академизм, достойный восхищения

  • 2012-10-19



    Старинные картины кисти Петра Верещагина – это вовсе не дань, отданная сиюминутной моде. Наличие в коллекции живописи этого известного художника считалось хорошим тоном даже двадцать и сорок лет назад.

     

    Петр родился в Перми в семье талантливого живописца-ремесленника. Вместе со своими младшими братьями он еще в подростковом возрасте начал учиться искусству живописи. Первые уроки Верещагины получили у своего отца, однако когда тот умер в 1843 году, их наставником стал их дед, иконописец и живописец И. В. Бабин. В 1850-м году в городе, где проживали Верещагины, поселился известный мастер живописи А. У Орлов. Тогда вокруг художника, обладавшего умением с точностью улавливать и передавать сходство и отличавшегося огромным художественным дарованием, столпилась вся местная молодежь, в том числе и Петр.

     

    По совету Орлова братья отправились в петербургскую Академию художеств. Там Петр Верещагин в качестве своей специальности выбрал ландшафтную живопись и брал уроки у пейзажиста С. М. Воробьева. Его учитель, много лет проживший в Италии, всегда особое внимание уделял натуре, тщательно изучал световые и цветовые нюансы. Все эти черты, перевернувшие в начале века представление российских творческих кругов о пейзажной живописи, уже в середине девятнадцатого столетия стали устоявшимися академическими догматами. Петр очень быстро усвоил все формулы создания ландшафтных живописных картин, что позволило ему за короткое время создать стабильную и успешную карьеру.

     

    В 1860-м году картины Верещагина впервые приняли участие в выставке, проходившей в Академии художеств, где экспонировались две его работы. В 1861 году молодой Верещагин получил за свой этюд «На Волге» серебряную малую медаль, а за полотно «В Баку» в 1862-м году удостоился большой серебряной медали. В шестидесятых годах девятнадцатого века Петр Верещагин часто принимал участие в выставках и многократно награждался за свои восхитительные пейзажи.

     

    Верещагин достаточно быстро сумел отказаться от нейтрального стаффажа и стал «обставлять» свои картины животными и фигурами, и включил в них бытовые сценки. Он создавал восхитительные рисунки, на которых фиксировал все, что в будущем использовалось ним при работе над большими картинами. Визитной карточкой его произведений со временем стало изображение жизни городских российских низов на фоне величавой архитектуры. Именно благодаря таким уникальным жанровым вкраплениям, написанным по всем канонам традиционной академической живописи, пейзажи Петра Верещагина приобрели удивительный и неповторимый колорит. Многие предметы антиквариата, созданные этим художником, по-новому представляют разные виды исконно русских городов.

     

    Петр Верещагин был одним из первых мастеров живописи, отказавшимся писать традиционные итальянские виды и сумевшим рассмотреть и передать своеобразие российской архитектуры и природы, и изменить пренебрежительное отношение к ним.