Сталинское время – уникальная культурная эпоха социализма и пропаганды

  • 2012-10-09



    Еще в начале восьмидесятых годов прошлого века сложно было представить появление на какой-либо художественной выставке антиквариата, так или иначе связанного с персоной Иосифа Сталина. Его правление позже вошло в культурную историю страны как «сталинский ампир» или «большой стиль». О нем до сих пор напоминают старинные станции метро с уже потрепанными портретами вождя на живописных панно и московские высотки.

     

    Этот период долгое время оставался в забвении, и лишь в начале девяностых годов сначала зарубежные, а затем и российские исследователи, стали проявлять интерес к его эстетике и конкретным произведениям. Постепенно антиквариат, связанный с эпохой сталинизма, начал извлекаться из музейных запасников и демонстрироваться не только отечественной, но и зарубежной публике.

     

    Фигура Сталина, появившаяся на политической арене в начале 20-х годов, мало кому была известна. На протяжении долгих тридцати лет тщательно выковывался и шлифовался при помощи средств искусства безупречный образ «вождя и отца народов». Скульпторы, живописцы, мастера декоративного искусства и графики трудились над ним под строжайшим присмотром чиновников и партийных органов. С середины тридцатых годов советские журналы, представлявшие разные отрасли искусства стали требовать от мастеров, изваять, вылепить, запечатлеть в монументальных произведениях такую значимую фигуру вождя, чтобы сохранить ее для новых поколений.

     

    Даже старинные фарфоровые изделия стали пропагандировать образ Сталина: его изображения появлялись на вазах, тарелках и целых сервизах. Однако доступ к его личности всегда был строго ограниченным. Лишь небольшая часть художников получала возможность запечатлеть Сталина с натуры, а все остальные могли пользоваться только фотографиями. Сталинская эпоха оставила целую фотографическую галерею портретов вождя, причем большая часть из них была предназначена для последующего тиражирования. Фотографии Сталина в периодической печати начали появляться с 1923-го года, когда на обложке журнала «Огонек» был впервые помещен его портрет.

     

    Известный старинный портрет Сталина с трубкой, многократно публиковавшийся в печатных изданиях, послужил основой для огромного количества предметов как декоративно-прикладного, так и изобразительного искусства. Начиная с 1945-го года наряду с фотографиями, большой популярностью пользовались выполненные художником Карповым портреты вождя в маршальском мундире. Они, в свою очередь, также стали объектами копирования для многих художников, в том числе и фарфористов.

     

    В начале тридцатых годов появились первые портреты Иосифа Сталина на фарфоре. Как правило, такие изделия предназначались для подарков высшим органам власти от предприятий, и вручались на партийных съездах, конференциях и юбилеях Октябрьской революции. Большое количество фарфоровых изделий с такой тематикой было выпущено в 1938 году к XVIIIсъезду ВКП (б). В их числе оказались две большие парадные вазы с изображениями вождя, знаменами, лентами и другими видами советской символики.

     

    Сталинская культурная эпоха оставила после себя огромное количество произведений искусства идеологического характера, призванных донести до народа образ вождя и определенную социалистическую мысль. Чем дальше уходит это время, тем дороже становятся такие предметы антиквариата.