Особенности российского художественно-антикварного рынка

  • 2012-10-08



    Существует ли на территории России развитый цивилизованный рынок художественных ценностей? С какими проблемами может столкнуться собиратель, формирующий значимые коллекции антиквариата? Что именно и каким образом влияет на формирование стоимости произведений российского искусства? Эти и другие подобные вопросы на сегодняшний день продолжают волновать многих участников рынка предметов старины.

     

    В России становление художественно-антикварного рынка должно рассматриваться с двух основных позиций – внешней и внутренней. В большей степени процессы, оказывающие влияние на рынок, такие как оценка произведений искусства, установление верхней точки их стоимости, популярность в среде коллекционеров тех или иных мастеров, зависят от традиций рынка Западной Европы, обладающих трехсотлетней историей.

     

    Западноевропейский антикварный рынок условно делится на созданный аукционами, при помощи которых реализуются предметы старины и тот, который сформирован салонами, галереями, дилерами и другими операторами рынка. В России сложилась совершенно другая ситуация: аукционы, начавшие работать лишь десятилетие назад, уже завершили свое существование, а испытание временем удалось выдержать лишь самым крупным из них. На них приходится лишь пять процентов российского антикварного рынка, поэтому их невозможно сравнивать по обороту с западноевропейскими аукционами.

     

    На известнейших торгах «Сотбис» и «Кристис» русский антиквариат приносит прибыль менее одного процента, однако начиная с 1974-го года, эти аукционные дома ежегодно проводят русские торги. В последние годы как «Кристис», так и «Сотбис» ориентируются на новых покупателей, в числе которых часто встречаются так называемые «нувориши» или «новые русские». На антикварном рынке начали появляться покупатели, быстро разбогатевшие за последние годы, формирующие новые цены на произведения искусства.

     

    В то время как практика проведения западноевропейских торгов в связи со своей длительной историей богата и разнообразна, российские аукционы антиквариата появились лишь немного больше десятилетия назад. За этот десятилетний период проходили такие невероятные, а порой необъяснимые изменения российского художественного рынка, что назвать его цивилизованным попросту не было возможности. Цены на старинные картины ни в экономическом, ни в социальном плане не были ничем обусловлены, поэтому поведение российского рынка трудно спрогнозировать, а выводы стоит делать очень осторожно и на весьма короткое время.

     

    Работы российских мастеров появились на западноевропейском рынке лишь в 70-х – начале 80-х годов прошлого века. В это время европейские покупатели только начали свое знакомство с русскими произведениями искусства, присматривались к ним и оценивали. В период с 1985-го по 1991 год стоимость такого антиквариата стала возрастать, как и интерес к нему. Особенно популярным в Западной Европе стали произведения русских авангардистов. Всего за пять лет стоимость полотен российских художников возросла в десять раз и до сегодняшнего дня остается на высоком уровне.