Старинные экслибрисы и их ценность для букинистов

  • 2012-09-26



    Каждый экслибрис – это уникальный памятник своего времени, представлявший собой небольшую художественно оформленную этикетку, указывавшую на принадлежность старинной книги библиотеке или определенному автору. Наклеенные на внутреннюю сторону крышки переплета, экслибрисы и сегодня позволяют проследить судьбу многих частных библиотек, определить их приблизительный состав и место в культуре страны.

     

    Родиной экслибриса является Германия, а его первым изготовителем стал известный немецкий художник Альбрехт Дюрер. Чаще всего старинные книги с первыми экслибрисами содержали герб владельцев библиотек. Впервые русский экслибрис был нарисован от руки Досифеем, игуменом соловецкой библиотеки. Он был достаточно простым и содержал лишь большую букву «С», внутри которой содержалась надпись «Священноинок Досифей».

     

    В этот период библиотек было немного, поэтому для дальнейшего развития экслибриса еще не было предпосылок. Такой антиквариат в печатном виде в России появился лишь в начале восемнадцатого века. Первые печатные экслибрисы также были гербовыми, но со временем стали появляться и сюжетные книжные знаки. Благодаря рисунку и короткому девизу экслибриса можно было определить интересы владельца.

     

    С началом бурного развития книгопечатанья и активной книжной торговли со странами Европы, в России стали появляться новые библиотеки. Наиболее крупными на то время книжными собраниями обладали сподвижники Петра Первого, в числе которых был Брюс, Голицын и Матвеев. Именно они считались первыми просвещенными деятелями своей эпохи. На их книгах впервые в России появились печатные экслибрисы, выполненные в виде миниатюрных гравюр по дереву.

     

    Позже стали появляться вензелевые экслибрисы, содержавшие переплетенные между собой начальные буквы фамилии и имени владельца. Ярким примером стал экслибрис князя В. Н. Гагарина, в знаке которого инициалы сплелись в достаточно сложный орнамент, увенчивавшийся княжеской короной. С изменением социального состава владельцев книжных собраний, распространенными стали и шрифтовые книжные знаки, отображавшие лишь имя, фамилию и отчество человека, владевшего библиотекой. Подобные экслибрисы встречались на книгах библиотек писателей А. П. Чехова, Н. С. Лескова и графа А. К. Толстого.

     

    Самым распространенным видом знаков был сюжетный экслибрис с изображениями жанровых и бытовых сцен, элементов архитектуры, отдельных книг и предметов. Первый русский экслибрис был создан более двухсот лет назад художником Г. И. Скородумовым. На нем мастер изобразил дерево, переплетенное гирляндой цветов, в центре которого содержался гравированный текст с фамилией и титулом владельца.

     

    За всю историю развития экслибриса, во всем мире было создано более миллиона уникальных книжных знаков, свыше ста тысяч из которых украшали книги частных библиотек России.