Традиционные старинные русские платки и шали

  • 2012-09-27



    Старинные набивные платки и шали, созданные на многочисленных текстильных фабриках России – это ценнейшие музейные экспонаты, демонстрирующие все разнообразие рисунков, богатство сочетания различных цветочно-растительных и орнаментальных мотивов, смелость в использовании ярких красок, сочность колорита, безудержность фантазии русских мастеров, вызывающее восхищение качество и ювелирная точность исполнения. Такие предметы антиквариата не часто стают объектами интереса коллекционеров, и этому есть несколько причин.

     

    Старинные шали и платки являются вещами недолговечными, сложными в хранении и не пользующимися особым спросом на антикварном рынке, ведь по сравнению с вещами, изготовленными из других материалов, они являются достаточно дешевыми. Хотя в этом правиле существуют приятные исключения: в Павловском Посаде совершенно недавно начал свою работу «Музей русского платка», где собрана разнообразная по своему составу, однако весьма цельная коллекция, представляющая не только набивные, но и вышитые и тканые платки, выпускавшиеся разными русскими мануфактурами в период с восемнадцатого до начала девятнадцатого века.

     

    Невзирая на то, что старинные набивные шали и платки не являются дорогостоящим материалом, их художественная и историческая ценность во многих случаях просто бесспорна. Цветастый яркий платок был обязательным предметом женского крестьянского одеяния. Порой, крестьянки могли носить сразу несколько платков – варианты одновременного ношения чаще, как правило, диктовались местными обычаями. Такие изделия со сложными, красочными цветочными узорами с удовольствием носили представительницы небогатых слоев населения города и купчихи.

     

    В середине девятнадцатого века в России началось массовое производство набивных шалей и платков. Огромным спросом в этой время стали пользоваться шерстяные шали, отделанные по краям длинной бахромой. В основном популярными в это время были два вида рисунка. Первый - ковровый, со сложными насыщенными орнаментальными узорами в виде переплетавшихся или соединявшихся крупных мотивов «опахала», «восточного огурца», картушей, завитков с мельчайшим многоцветным узорным заполнением. Вторым видом были орнаментальные мотивы с мелкими и крупными натуралистично трактованными цветами, собранными в букеты или гирлянды.

     

    Шали с рисунками обоих типов выпускались преимущественно в Москве, являвшейся в то время одним из крупнейших центров производства текстиля в России. В числе наиболее известных фабрик выделялись мануфактуры Гучкова, Смирнова, Майкова, Резанова и других. В московской губернии выпуском такой продукции славился Павловский Посад, где располагалось одно из старейших российских производств. Начавшая свою работу еще в конце восемнадцатого века, мануфактура Павловского Посада до сегодняшнего дня продолжает выпускать великолепные набивные платки и шали, соблюдая традиции, созданные несколько столетий тому назад.