Особенности подсвечников и канделябров неоклассицизма
-
2012-09-24
В неоклассический период изделия из серебра оказались доступными для гораздо большей части населения. В это время значительно изменился и уклад жизни: в доме стали появляться места, которые обязательно нужно было освещать, - библиотеки, кабинеты, спальни и специальные уголки для проведения душевных бесед и чаепития. Для этого необходимым стало дополнительное приобретение подсвечников.
В эпоху неоклассицизма в мастерских изготавливались подсвечники двух видов: экземпляры с маленькими квадратными основаниями и выпуклыми рифлениями и изделия с тонкой ножкой в форме столбика практически без украшений. Первый вид подсвечников обязательно оснащался расширявшейся ножкой с несколькими выступами, а его верхняя часть украшалась свисавшей вниз гирляндой. В какой-то степени такие изделия повторяли модели конца семнадцатого века, однако эти предметы антиквариата в эпоху неоклассики получили более тонкие ножки, напоминавшие коринфскую колонну или ордер с рифленым пространством. Капителью колонны в этом случае служил патрон для свечи.
Старинные канделябры по форме практически не отличались от подсвечников первого типа, а их верх украшался неоклассическими мотивами. Конец ножки такого изделия расширялся двумя или больше рожками, изготовленными в виде изогнутых ветвей с листьями, которые изначально были короткими, затем становились длиннее и принимали форму буквы «S». Как правило, подобные канделябры имели круглое основание, украшавшееся в соответствии с остальной композицией изделия.
От подсвечников канделябры отличались не только большими размерами, но и наличием специальной урны над ножкой. Некоторые мастера этого времени не изготавливали ножки в виде рифленых колонн без капители, а украшали их изысканными гирляндами. Канделябры всегда отличались более массивными и богато декорированными гнездами для свечей, а тарелочки для воска располагались не в верхней части изделия, а у его основания. При таком оформлении тарелочка и гнездо для свечи напоминали цветочный бутон, не отличавшийся натуралистическим реализмом.
Неоклассические канделябры и подсвечники встречаются в современных коллекциях достаточно часто, и благодаря общим чертам могут стать основой для отличного тематического собрания.