Русский стиль в архитектуре и искусстве
-
2012-09-19
Русский или псевдорусский стиль является особым течением в культуре страны девятнадцатого и начала двадцатого века. В архитектуре он основан на использовании традиционных особенностей народного искусства и древнерусского зодчества, а также элементов византийской архитектуры.
Возник и развивался русский стиль в рамках подъема интереса в России к национальной архитектуре. Он постоянно, но в определенной последовательности, сочетался с другими стилями – от романтизма, возникшего в первой половине девятнадцатого века, до стиля модерн. Первым течением, появившимся в рамках русского стиля, стал зародившийся в тридцатых годах XIX века так называемый «русско-византийский стиль». На развитие этого направления значительное влияние имела правительственная поддержка, ведь в нем воплощались идеи традиционного православия о преемственности между Россией и Византией.
В это время в российских городах стали появляться мастера, заимствовавшие в своей работе многие композиционные мотивы и приемы византийского искусства и архитектуры. Наиболее ярко этот стиль воплотился в «образцовых проектах» церквей, созданных в сороковые годы Константином Тоном. По его архитектурным разработкам были возведены такие памятники культуры, как Большой Кремлевский дворец, Храм Христа Спасителя, Московская Оружейная палата, а также некоторые кафедральные соборы в Красноярске, Томске, Ростове-на-Дону и Ельце.
Для еще одного направления русского стиля, появившегося под влиянием славянофильства и романтизма, были характерны произвольно истолкованные древнерусские мотивы. Архитекторы, отдававшие предпочтение этой разновидности стиля, создали большое количество архитектурных памятников, среди которых наиболее ярким примером является «Погодинская изба», построенная Николаем Никитиным на московском Девичьем поле.
В начале семидесятых годов народнические идеи стали пробуждать в художественных кругах особый интерес к крестьянскому зодчеству, народной культуре и русской архитектуре семнадцатого и восемнадцатого века. Это направление сначала нашло свое отображение в архитектуре небольших городских домов и выставочных павильонов из дерева, а затем и в каменном монументальном зодчестве.
В начале двадцатого века стал развиваться «неорусский стиль». Архитекторы, находившиеся в поисках монументальной простоты, начинали все чаще обращаться к древним памятникам Пскова и Новгорода, а также к традициям зодчества северной части России. Сооружения этого направления были стилизованы в духе северного модерна. «Неорусский стиль» в Санкт-Петербурге главным образом нашел свое применение в церковных постройках А. Аплаксина, В. Покровского, Г. Гримма, С. Кричинского.
По мнению историков и архитекторов «неорусский стиль» имел больше общего с модерном, нежели с электрикой, и этим отличался от традиционного русского стиля.