Первые троллейбусы и процесс их модернизации

  • 2012-09-18



    Уже более столетия по городским улицам разных стран мира успешно курсирует такой старинный вид общественного транспорта как троллейбус. Впервые троллейбус был создан немецким инженером Вернером фон Сименсом. Это средство передвижения представляло собой восьмиколесную тележку, катившуюся по параллельным контактным проводам, располагавшимся в непосредственной близости друг к другу.

     

    Конструкция такого троллейбуса оказалась несовершенной, ведь при сильном ветре провода нередко перехлестывались, создавая короткое замыкание. Компания Siemens & Halske открыла свою экспериментальную линию протяжностью в пятьсот сорок метров в предместье Берлина, однако проработать ей удалось лишь с 29-го апреля до 13-го июня 1882 года.

     

    В этом же году в Америке изобретатель бельгийского происхождения Шарль Ван Депуле оформил патент на «троллейбусный ролик», представлявший собой токоприемник в виде специальной штанги с роликом на конце. Более совершенный штанговый токоприемник был разработан для трамвайной линии в 1888 году, но на троллейбус он был установлен лишь в 1909 году Максом Шиманном. Его система с множеством усовершенствований дошла до наших дней.

     

    В начале прошлого столетия троллейбусы использовались только в качестве дополнительного транспорта для трамвайных путей и не появлялись в оживленных городских центрах. В России еще в 1904 году инженером В. И. Шуберским был предложен новый проект троллейбусной линии, соединявшей Новороссийск и Сухум. Хотя проект был проработан достаточно тщательно, он так и не воплотился в жизнь. Впервые троллейбусная линия появилась в Москве в 1933 году.

     

    Этим временем датируются такие предметы старины, как двухэтажные троллейбусы. Они стали распространенными практически во всех городах Европы. В 1938 году на улицах Москвы также появились троллейбусы с двумя этажами, но первая российская зима показала все их недостатки: из-за наледи и снега тяжелые машины оказывались слишком сложными в управлении и опасно раскачивались при езде.

     

    В условиях Советского Союза, как и в других странах мира, более подходящими оказались троллейбусы в виде целых троллейбусных поездов или сочлененных вариантов. Такой транспорт, позволявший увеличить количество пассажиров, появился в конце 50-х годов. Существовали также троллейбусы с прицепами, однако от них вскоре отказались.

     

    Пик развития троллейбусных линий в мире пришелся на время между мировыми войнами и первые послевоенные годы. Троллейбусы стали восприниматься как достойная альтернатива трамваю, который к этому времени оказался устаревшим из-за нехватки в послевоенное время топлива и автомобильного транспорта. Эти проблемы стали менее ощутимыми в шестидесятых годах, в результате чего троллейбусные перевозки оказались невыгодными, а их сети начали закрываться. Троллейбусы сохранялись лишь в городах, где не было возможности заменить их автобусами. В начале этого столетия от троллейбусов полностью отказались в Бельгии, Финляндии и Австралии, а в США, Японии, Германии, Австрии, Канаде, Нидерландах и Испании остались единичные троллейбусные системы.