Старинная гитара – мистерия звука с тысячелетней историей

  • 2012-09-17



    Практически в каждом музыкальном направлении обязательным инструментом была и остается гитара. Пройдя долгий путь от древней египетской кифары до сегодняшнего разнообразия строя и форм, гитара продолжает быть любимицей не только профессиональных музыкантов, но и истинных ценителей красивой, порой чарующей, музыки.

     

    Наиболее ранние свидетельства о существовании струнных инструментов с шейкой и резонирующим корпусом, предков современной гитары, датированы третьим тысячелетием до нашей эры. Их изображения были найдены при археологических раскопках в Месопотамии, на территории Древнего Египта и Индии. Многие ученые считают, что настоящим предком гитары все же была кифара, распространенная в Риме и Греции.

     

    В десятом веке изображение разнообразны струнных щипковых инструментов появлялись практически повсеместно. В эпоху Возрождения старинная гитара еще обладала четырьмя двойными струнами. На ней музыканты могли играть пальцами, медиатором или даже смычком. В тринадцатом веке этот антикварный предмет стал широко распространенным музыкальным инструментом в Испании. Он превратился в народное достояние и применялся для сольной игры, в качестве сопровождения танцев или аккомпанемента пению.

     

    В южной части Пиренейского полуострова появилось два вида гитар – мавританская и латинская. Каждая из них отличалась своим звучанием и правилами игры. На латинской гитаре играли при помощи щипка, а мавританская звучала, когда музыкант «бряцал» по струнам одновременно всеми пальцами правой руки. На рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков, когда гитара постепенно стала распространяться по другим странам Европы, она была оснащена квартовым строем и пятью струнами.

     

    В Италии и Германии мастера добавили к этому инструменту шестую струну, и гитара приобрела свой привычный классический вид. Теперь звук открытых струн стал более полным, и гитара превратилась в серьезный музыкальный инструмент с широкими возможностями.

     

    В восемнадцатом веке в Америке и Великобритании существовал особый вид английской гитары, имевшей грушевидную форму и шесть или четырнадцать струн. Именно в это время свой первый расцвет пережила и классическая гитара. С этим инструментом связали свое творчество множество композиторов и виртуозов, среди которых итальянцы Ф. Карулли, М. Каркаси и М. Джулиани, испанцы Сор и Агуадо и многие другие. В руках талантливого исполнителя гитара зазвучала как небольшой «оркестр». Многие композиторы стали использовать этот инструмент в своих операх.

     

    В российских городах на рубеже девятнадцатого и двадцатого века большой популярностью пользовалась семиструнная гитара. Она чаще использовалась при создании более сложных полифонических произведений и стала универсальным инструментом для аккомпанемента.