Пространство в ампирном интерьере

  • 2012-09-16



    Ампирный интерьер до сегодняшнего дня зачаровывает своей недоступной красотой и изысканной скрытностью. Интерьеры предампирной и ампирной эпохи удивляют единством, казалось бы, совершенно противоположных форм, цветов и материалов. Архитекторы этого периода настойчиво изолировали пространство от всего, что находилось за пределами стен, придавая интерьерам гораздо больше самодостаточности и самостоятельности. В то же время они пытались наполнить эти замкнутые комнаты неким необозримым миром и раздвинуть их практически до географических масштабов.

     

    Для ампира не характерны большие окна, так как именно они стирали границы обозначенные стенами. В комнатах все чаще появлялись многослойные занавески, пышные драпировки с кистями, переносившие акцент не на вид, открывавшийся из окна, а на оконное обрамление.

     

    Эти комнаты, скрытые от всего мира, украшались восхитительными «панорамными обоями», созданными на специальной обойной бумаге. Художники переносили на них целые пейзажные композиции, каждая из которых была размером на всю стену. На них появлялись бескрайние ландшафты с руинами и видами разнообразных далеких стран. Ими чаще всего оклеивалась одна или две стены, но в некоторых случаях, картины украшали все четыре стены помещения. Комната на самом деле принимала вид распахнутой в манящую даль панорамы.

     

    При отсутствии панорамных обоев, такой эффект создавала старинная мебель. Она была столь монументальной и крупной, что скорее напоминала элементы архитектуры. Предметы мебели были упрощены до четких геометрических форм и отличались граненой, сияющей прямизной. Ампирная мебель становилась самостоятельным предметом, на который наслаивались остальные элементы окружающего пространства. Все в эту эпоху подчинялось единому ансамблю: единые ритмы пронизывали улицы города, комнаты и даже самые незначительные элементы декора. Организующая сила ампира позволяла встроить в свою систему практически любой старинный предмет, созданный в предыдущие эпохи.

     

    Одной из важнейших частей интерьера в это время служило зеркало, превратившееся из предмета, помещавшегося в руку в крупный и значимый элемент комнаты. Реальное пространство все чаще сплеталось с отражениями. Во второй половине семнадцатого века мастера уже изготавливали плоские стеклянные зеркала крупных размеров, однако ампир требовал появления целых зеркальных галерей.

     

    В это время была создана уникальная и невероятно длинная галерея Версальского дворца, выполненная для Людовика XIV. В ней было расположено семнадцать огромных зеркал, выстроенных напротив такого же количества арочных окон. Зеркала отражали не внутреннюю часть здания, а просматриваемый сквозь окна грандиозный парк. В эпоху ампира было создано немало подобных восхитительных интерьеров, предназначенных для единого господина, становившегося властителем собственного, искусственно созданного мира.