Традиции ювелирного искусства Новгорода Великого в период с XIV по XVII век

  • 2012-09-15



    В антикварных магазинах, частных коллекциях и собраниях музеев достаточно часто встречается антиквариат декоративно-прикладного характера, созданный в период с четырнадцатого по семнадцатый век, обладающий настолько ярким и узнаваемым художественным обликом, что даже не совсем опытный собиратель уверенно скажет, что эти работы были сделаны в Новгороде Великом.

     

    Новгород, известный еще с девятого века, был крупным политическим, экономическим и культурным центром Руси. Его искусство, уходившее корнями в языческие традиции, смешавшееся с византийским единоверием, отличалось безусловной самобытностью.

    Декоративно-прикладное искусство этого города, так же как и его иконопись и архитектура, оказало огромное влияние на развитие ювелирного дела и производство изделий из металла на общерусском уровне.

     

    В Новгороде, в отличие от остальных городов, практически не ощущались разрушительные действия монголо-татарского ига; этот город не был разграблен крестоносцами, что позволило на протяжении веков развивать здесь многие виды искусства. Все старинные изделия, созданные в Новгороде, отличались своим неповторимым обликом, воплощенным посредством применения особых способов украшения и технологических приемов.

     

    Археологические находки последних десятилетий свидетельствуют, что в Новгороде Великом работало большое количество мастерских, занимавшихся изготовлением серег и браслетов из серебра, медных и бронзовых подвесок и разных предметов быта. Кроме этого здесь изготавливались уникальные предметы культа: наперсные и нательные кресты, миниатюрные иконы, образки, накладные литые композиции напрестольных крестов и панагии. Они создавались из самых разных металлов и древесины, украшались оправами из драгоценных и полудрагоценных камней.

     

    Мастера постоянно были при деле, ведь, к примеру, нательные кресты носили все без исключения православные христиане, а иконки и образки с изображениями патрональных святых всегда заказывались в качестве надежной защиты. Каждый подобный предмет, не только созданный из драгоценного металла, но и из дерева, камня, бронзы и меди, имел определенные признаки, характерные для местной художественной традиции. В четырнадцатом и шестнадцатом веке мастера Новгорода создавали лики с непривычно крупными, немного выпуклыми глазами. Наиболее часто на иконах здесь изображались святые Георгий Победоносец, святые воины Федор Тирон и Федор Стратилат, Николай чудотворец и первые русские святые Глеб и Борис. Особыми чертами была наделена на иконах Богоматерь.

     

    Старинные культовые изделия Новгорода Великого являются примером веры жителей в то, что все чудесное возможно воплотить в чем-то осязаемом.