Бронзовые изделия фабрики Адольфа Морана

  • 2012-09-11



    В середине девятнадцатого века в России широкими темпами стал развиваться промышленный выпуск художественной бронзы. Этому способствовало появление паровой машины и широкое внедрение нового метода гальванопластики, удешевлявшего и ускорявшего процесс изготовления разного рода декоративных предметов. За короткое время появилось большое количество крупных предприятий, выделявшихся на фоне мелких производителей высоким качеством продукции и большими объемами выпущенных изделий.

     

    Одним из крупнейших производителей художественной бронзы в России стал Адольф Моран. Специалистам старинные предметы фабрики Морана известны благодаря высокому качеству бронзы, а коллекционерам – по отливкам камерной скульптуры, созданной в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Главной особенностью этой фабрики было восхитительное монументальное литье, традиции которого были позже использованы советскими мастерами.

     

    Француз Адольф Моран очень много сделал для развития в России производства художественной бронзы. Значительную часть своей жизни он провел именно в этой стране, но вынужден был ее покинуть, так и не получив российского подданства. Фабрика Морана была основана в 1849 году и изначально специализировалась на изготовлении осветительных приборов и интерьерной бронзы. Для расширения своей продукции Моран вместе с русскими подданными Э. И. Генке и К. Д. Плеске приобрел гальванопластический цех. Так, его завод получил название фабрики гальванических, бронзовых и медных изделий.

     

    Поскольку в России художественная бронза считалась чрезвычайно дорогим предметом, круг ее покупателей ограничивался лишь состоятельными представителями общества. Рентабельность производств достигалась только благодаря выполнению крупных заказов и изготовлению дорогостоящих эксклюзивных бронзовых изделий. Фабрика Морана постепенно усовершенствовала методы механической отливки и начала тиражировать относительно доступную по цене художественную продукцию, по качеству выдерживавшую конкуренцию даже с изделиями французских мастеров.

     

    На фабрике помимо этого были усовершенствованы принципы гальванической позолоты с последующей термической обработкой. Такая позолота обладала высочайшим качеством и прочностью, поэтому на фабрике нередко по специальным заказам изготавливались предметы с определенным содержанием золота.

     

    Во время, когда многие фабрики шестидесятых годов девятнадцатого века изготавливали свои изделия по иностранным образцам, Моран стал одним из первых мастеров, создававших старинные скульптуры по работам отечественных скульпторов. Самыми крупными и яркими заказами фабрики с 1857 по 1861 год стала алтарная балюстрада и четыре великолепные люстры для Исаакиевского собора, а также воронежская статуя Петра Великого, барельефы и бронзовые фигуры петербургского монумента Николая I, и две большие двери московского храма Христа спасителя. Все работы фабрики Морана отличались высоким качеством отливки и прекрасными художественно-декоративными характеристиками.