Российское ювелирное искусство эпохи модерн

  • 2012-09-09



    В конце девятнадцатого века ювелирные украшения, созданные в новом стиле модерн, покорили всех необычной образностью и яркой декоративностью изделий, для которых были характерны символика и драма, мифологические персонажи, изысканность линий и асимметричная манерность. В истории России это время было достаточно сложным, насыщенным экономическими и политическими потрясениями. В этот период, на рубеже веков, стало формироваться новый художественный стиль – модерн, нашедшее свое отображение и в изделиях ювелирного искусства.

     

    В России появилась необходимость в появлении мастеров, способных создать свой собственный оригинальный и привлекательный стиль, который смог бы соответствовать вкусам высокопоставленных заказчиков. Такими личностями по праву считались И Хлебников, П. Овчинников, И. Сазиков и другие таланты, поднявшие стиль русского модерна на мировой уровень.

     

    Русские ювелирные мастера заявила о себе уже на Лондонской всемирной выставке в 1851 году, где были продемонстрированы удивительные ювелирные украшения Игнатия Сазикова, идеально владевшего техникой серебряного художественного литья. Все изделия, созданные на его фабрике в Москве и ее отделениях в Петербурге – это предметы антиквариата, достойные восхищения. Серебряные украшения Сазикова поставлялись не только в Императорский двор, но и в другие страны мира.

     

    Русские ювелиры успешно воплощали новые идеи и организовывали мощные производства. В 1882 году на фирме Хлебникова было занято до тысячи профессиональных мастеров ювелирного дела. Ежегодно они использовали приблизительно сто шестьдесят килограммов золота, восемь тонн серебра, цветных камней и бриллиантов на сумму до шестисот тысяч рублей.

     

    Огромный вклад в ювелирное искусство модерна внес и Овчинников, развивавший русскую расписную и перегородчатую эмаль. При своей фабрике этот мастер открыл специализированную школу. Сюжеты для своей продукции он разрабатывал со скульпторами, художниками и другими специалистами. Порой, темами его изделий становились мотивы из старинных русских изданий. В те годы российские мастера обращали огромное внимание на популярность ботаники, часто заказывая энтомологам и ботаникам рисунки для украшений.

     

    Известной в Санкт-Петербурге стала и мастерская Васильева. По сохранившимся данным в Москве славилась также мастерская И. Д. Чичелева, чьи старинные украшения с эмалями и бриллиантами были удостоены высочайших наград на многих всемирных выставках.

     

    На фоне «утилитаности» и «русскости» изделий многих ювелиров, занимавшихся изготовлением стопок, кубков и посуды, украшения Фаберже были слиянием восточных и западных культурных традиций. Бриллиантовый блеск камней, оттенявших характерную тяжесть драгоценных металлов, а также высочайшее качество выполнения стали визитной карточкой изделий этого мастера. Фаберже сумел представителям аристократии вкус к красоте прозрачной эмали, оксидированного серебра, поделочных и полудрагоценных камней.