Бронзовые изделия николаевской эпохи

  • 2012-09-01



    В России бронза на протяжении долгого времени была невероятно дорогостоящим материалом. Старинные вещи, изготовленные из бронзы, как правило, выполнялись только по специальному заказу и появлялись исключительно во дворцах и домах высокопоставленных персон.

     

    Характер бронзовых изделий, выполненных во второй половине девятнадцатого века, в большей степени был определен развитием массового художественного производства, рассчитанного на более широкие демократические слои покупателей. В это время подобная продукция выпускалась частными бронзолитейными предприятиями.

     

    Значительную роль в развитии художественной бронзы в России отыгрывал период с 1830-х по 1840-е годы. В это время формы, характерные для русского ампира сосуществовали с другими историческими стилями. Ассортимент бронзовых изделий существенно расширился, а среди небольших мастерских, основанных на ручном труде, стали появляться целые предприятия, которые уже во второй половине девятнадцатого века сумели занять ведущее положение в производстве художественной бронзы.

     

    Начало этого знаменательного периода в истории российской бронзы было положено в 1829 году, когда в Петербурге, по примеру мануфактурных экспозиций Парижа, прошла первая мануфактурная выставка. Тогда знатные и богатые люди, удивленные роскошью бронзовых изделий, стали их самыми активными покупателями.

     

    В центре столицы свои магазины с бронзовыми изделиями в столице открыли известные владельцы мастерских – А. Дипнер, А. Герен и Л. Геде. Русская бронза в тридцатых и сороковых годах чаще всего ориентировалась на французские образы. Со временем в России появилась мода на «готический вкус», который весьма скромно проявился в бронзовых изделиях. Бронзовые мастера страны еще не достигли того уровня, чтобы создавать часы из бронзы в виде готических соборов – их изделия были более простыми по отделке и форме.

     

    Эпоха романтизма, ставшая временем пробуждения интереса к национальной истории, повлияла на создание удивительных скульптурных композиций. Одной из самых популярных фигур, создававшихся бронзовыми мастерами, стала скульптура Петра I. Инициатива появления этой яркой фигуры исходила от самого Николая I, заказавшего в 1836 году часы в виде знаменитого медного всадника. Затем столичный фабрикант Тегельштейн выпустил еще несколько корпусов часов, украшенных разнообразными композициями с Петром Первым. Старинные часы в это время отыгрывали значительную роль в интерьере, являясь не только показателем времени, но и выполняя функцию камерной декоративной пластики, ведь они практически всегда богато украшались фигурными композициями.

     

    Особой пышностью и нарядностью в это период отличались бронзовые чернильные приборы, подсвечники и канделябры. Все они являются примером удивительного искусства, только начавшего свое развитие в николаевскую эпоху.