Расписные рельефные изразцы – интереснейшие предметы коллекционирования и исследования
-
2012-08-20
Во многих российских музеях и частных коллекциях хранятся старинные изразцы, созданные талантливыми русскими мастерами. Это праздничное и радостное ремесло вносило в народный быт ощущение уюта и тепла.
Изразцовые печи на протяжении долгого времени служили главным украшением русского интерьера. Они имели разнообразные формы: круглые, угловые или четырехугольные; иногда это были простые лаконичные печи, а иногда - сложные многоярусные монументальные сооружения. Их декорировали колонками, поясками-перемычками, балясинками, карнизами, фигурными ножками и разнообразными полочками. Завершением печи служили «кокошники» или ряды зубчатых «городков».
Главным украшением русской печи, конечно же, были рельефные, расписанные яркими красками изразцы. Мотивы для своих изделий мастера-изразечники черпали в пословицах и поговорках, народной поэзии, в яркости деревенских и городских праздников, книгах и гравюрах, путешествиях и в той живой атмосфере, в которой они создавали свои шедевры.
Изразцы – это восхитительный антиквариат, представляющий собой прямоугольные или квадратные глиняные плитки, обжигавшиеся в печи. Такие заготовки покрывались оловянной непрозрачной глазурью, расписывались и снова отправлялись в печь. Мастер, занимавшийся созданием таких произведений искусства, должен был виртуозно владеть кистью, уметь работать без исправлений, доработок и переписывания. Ему необходимо было точно знать, сколько краски взять на кисть, когда капля должна быть светлее или гуще. Кисти для росписей, изготавливавшиеся из волосинок, растущих в ушах быков, были прочными и упругими.
На изразцах изображались самые разнообразные сюжеты – животные и растения, встречавшиеся не только в стране, но и во время путешествий за рубеж, морские плаванья и военные походы, сценки из повседневной народной жизни и даже библейские сюжеты. Самые древние изразцы были украшены рельефами с изображениями сцен охоты, героев народных сказок, былин и басен, рельефными изображениями фантастических животных, персонажей славянской мифологии, среди которых часто встречалась птица радости Алконост и птица Сирин, считавшаяся символом печали.
Русская печь с изразцами не только служила главным украшением жилья, но и намного лучше держала тепло. Целые комплекты изразцов изготавливались в специальных мастерских. Иногда работой над созданием картин для них занимались известные художники, в числе которых был даже М. Врубель. В подмосковной усадьбе Абрамцево по эскизам этого мастера и при его личном участии были построены восхитительные печи, ставшие истинными произведениями декоративно-прикладного искусства. Свою лепту в эту отрасль внес также художник С. Малютин.
Каждый отдельный изразец – это самостоятельный шедевр, представлявший неповторимую традицию русского народного творчества.