Старинная рама – важная составляющая в восприятии картины

  • 2012-08-19



    Сведенья об истории художественной рамы бережно хранят в себе старинные книги, созданные европейскими и американскими исследователями, однако истинный интерес такие старинные вещи вызвали лишь четверть столетия назад. Только в 1983 году в Чикаго состоялась первая выставка американских рам восемнадцатого и девятнадцатого веков.

     

    Изучение художественных рам началось сравнительно недавно, но очевидно, что процесс появления и эволюции этого направления декоративно-прикладного искусства стоит рассматривать в контексте развития европейских стилей, определявших внешний облик этих старинных предметов. Само понятие картинной рамы достаточно часто путают с багетом, в то время как багет – это лишь материал, из которого выполняется рама.

     

    Выбор художественной рамы имеет прямое влияние на восприятие картины зрителем. Удачно подобранная рама способна подчеркнуть лучшие стороны художественного произведения, не отвлекая внимание от самой картины. Великим нововведением ренессансного искусства стали рамы Кватроченто, появившиеся в процессе развития скульптуры, архитектуры и живописи. Создание рамы было напрямую связано с переходом от фрески к станковой живописи и формированием картины как самостоятельного произведения. Большое влияние на развитие рамы имело возобновление античных архитектурных традиций.

     

    В пятнадцатом веке известные мастера Донателло, Филиппо Брунеллески и Альберти разработали принцип ордерного оформления скульптурных ниш с использованием колонн и пилястр, поддерживавших карниз, широкий фриз или фронтон. Они ввели в моду рамы-ниши, позже начавшие использоваться для картин. Их первые образцы были выполнены из дерева и украшены декоративной резьбой, позолотой и росписью.

     

    Постепенно рама упрощалась, приобретая привычные прямоугольные формы. Она становилась логичным завершением картин, написанных по правилам математического построения перспективы. Такие рамы использовались для оформления религиозных произведений не только в храмах, но и в частных домах. Созданный в эпоху Ренессанса, такой тип рамы оказался универсальным и прошел через маньеризм, барокко, рококо и во второй половине восемнадцатого века снова получил неоклассическое оформление. Со временем стали появляться рамы круглой формы, украшенные разнообразными растительными орнаментами и античными мотивами.

     

    Для барочной рамы были характерны выделенные углы и открытые профили. В эпоху рококо появились стилизованные, ассиметричные причудливые раковины, украшенные сложными резными композициями из акантовых листьев и цветов. В эпоху классицизма второй половины восемнадцатого века снова стал востребованным ренессансный тип рамы-ниши. В новом варианте такие рамы приобрели форму вытянутого прямоугольника. Определить эпоху создания рамы не так уж сложно, ведь каждый художественный стиль, характерный для того или иного времени, оставил на ней свой узнаваемый след.