Лаковое искусство Мьянмы

  • 2012-08-15



    На антикварном рынке восточные лаковые изделия хорошо известны. Особенно коллекционеры ценят отличающиеся сложной техникой изысканные японские произведения, иранскую лаковую миниатюру, резные пекинские лаки и корейские изделия, инкрустированные перламутром. Искусствоведам известны разные виды лаковой живописи Вьетнама и уникальные черно-золотые лаки Таиланда. Но все же о лаковом искусстве Мьянмы знает далеко не каждый.

     

    В последние годы в галереях и художественных салонах стал появляться уникальный антиквариат – покрытые сверкающей позолотой или черно-красными гравированными узорами сосуды, подносы, старинные шкатулки, и раритетные скульптуры, представляющие восхитительную художественную культуру Мьянмы.

     

    В традиционной литературе время возникновения в Мьянме лакового искусства или искусства пан юн, соотносится с периодом расцвета могущества королевства Паган в одиннадцатом – тринадцатом веке. Такую версию, существующую еще с начала двадцатого века, подтвердила археологическая находка 1919 года. Обследуя реликварную камеру буддийской ступы Мингана, ученые обнаружили удивительный лаковый сосуд, созданный в 1274 году. Совершенно недавно стали появляться новые свидетельства существования мьянманской культуры. В ходе раскопок территории паганского храма были найдены фрагменты лаковых чаш, относящиеся к первой четверти тринадцатого века.

     

    В средневековой Мьянме лаковые изделия ценились невероятно высоко – их изготавливали исключительно по специальным королевским заказам, преподносили в качестве даров иностранным гостям, отправляли послам разных стран. На протяжении многих веков богато декорированные старинные сосуды, покрытые лаком, служили непременным атрибутом пышных буддийских церемоний и свадебных обрядов. Многие предметы культа покрывались многочисленными слоями лака.

     

    Широкое применение лака в искусстве Мьянмы объясняется замечательными свойствами смолы лакового дерева титси. Многие старинные предметы сохранились до нашего времени благодаря лаковому покрытию, делавшему поверхность изделий водонепроницаемой, теплостойкой и прочной. Лак защищал вещи от гниения, вредного воздействия бактерий и насекомых.

     

    Мьянманские мастера использовали разные способы нанесения декора. Лаковые изделия, найденные на территории Мьянмы, могли быть простыми неорнаментированными, черно-золотыми, полихромными гравированными, расписными, инкрустированными цветным стеклом или рельефными. Их формы и назначение также были разнообразными: здесь изготавливались бытовые и декоративные вещи, а также предметы культового характера. Каждый старинный лаковый предмет имел свой уникальный вид, форму и технику выполнения, поэтому мьянманские лаковые изделия имеют на современном антикварном рынке столь высокую цену.