Характерные черты старинных траурных украшений

  • 2012-08-16



    Многие коллекционеры старинных украшений, наверняка, имеют в своих собраниях предметы антиквариата, использовавшиеся их бывшими владельцами в скорбные и печальные времена. Такими вещами чаще всего служили траурные украшения, подчеркивавшие общую мрачность событий.

     

    Хотя траур во все времена считался индивидуальным и сугубо личным состоянием, он все же служил одной из сторон общественной жизни и подвергался особой регламентации. Со второй половины 19-го века существовал особый свод правил о сроках траура, разрешенных цветах одежды и приличествовавших случаю украшениях.

     

    В трауре женщины были вынуждены избегать неуместной в это время яркой палитры самоцветов и праздничного блеска бриллиантов. Первые полгода траура женщины отказывались от всех видов украшений, за исключением распространенных в те времена изделий из угля. После окончания периода «глубокого траура», лишь по случаю торжества можно было надевать серебряный эйпрон – специальную сетку на платье. Также разрешались повседневные украшения, изготовленные из поделочного камня – агата или дымчатого кварца. Кроме того, в это время женщины могли носить старинные украшения, созданные с использованием темно-синей или черной эмали.

     

    В этой темной палитре траурных изделий единственными дозволенными материалами был жемчуг, являвшийся символом слез, а также перламутр с его ровным, спокойным мерцанием. Такие изделия можно было носить в период так называемого полутраура, когда к черному цвету в одежде добавлялись вкрапления белого и серого.

     

    Об ассортименте траурных украшений многое рассказывают старинные портреты того времени. Характерным примером в этом случае является портрет герцогини Елизаветы Августы. Одеяние этой светской дамы состояло из черных бархотки, сережек и кольца, одетого на мизинец правой руки. Кроме того, на ее запястьях можно увидеть модные в конце восемнадцатого века парные браслеты, на одном из которых находился портрет ее усопшего супруга.

     

    В прическах также сохранялись свидетельства траура: скорбившие женщины старались подбирать черные ленты, шпильки, булавки и гребни. Сюжетами старинных траурных украшений были скорбные женские фигуры, наполовину разрушенные колонны, урны, плакучие ивы и другие символы печали.

     

    Помимо личного траура существовал и государственный, отмеченный смертью императора. Для такого случая изготавливались траурные кольца. Известно, что подобные изделия создавались по случаю скорби по императрице Анне Иоанновне и императора Александра I. Как правило, траурные кольца имели разный дизайн и формы, поэтому ученые предполагают, что их изготовление не было централизованным.

     

    Старинные траурные украшения отличались от повседневных не только своими темными тонами, но и особой символизированной тематикой, передававшей душевное состояние скорбящего человека.