Культовая скульптура Древнего Египта

  • 2012-07-29



    Экспозиция практически каждого мирового музея включает в себя такие предметы древности, как старинные скульптуры Египта. В древнеегипетском искусстве скульптура, отвечавшая строгим канонам, отыгрывала огромную роль.

     

    Главные особенности древнеегипетской скульптуры сложились еще во времена Раннего царства. В это время в построении фигур появилась фронтальность и симметрия, а спокойные и четкие позы максимально соответствовали культовому предназначению статуй. Чаще всего в скульптуре Древнего Египта использовалась сидячая поза с руками, возложенными на колени, либо стоячая с левой ногой, выдвинутой вперед.

     

    Старинные статуи помещались в поминальные гробницы и храмы и служили олицетворением умерших. К подобным скульптурам, отличавшимся портретным сходством с умершими, египтяне относились с большим уважением. Считалось, что именно в них хранилась душа усопшего человека. Все скульптуры высекались по заранее прочерченной разметке на прямоугольном блоке камня.

     

    Образы, создававшиеся древнеегипетскими мастерами, как и все искусство этого времени, обращены к вечности, поэтому они были лишены всего второстепенного, суетного и случайного. Все скульптуры объединялись художественным каноном: симметрия, однообразие жестов, спокойствие и равновесие застывших величественных поз, бесстрастность лиц. В то же время каждый портрет эпохи Древнего Египта был уникальным и удивительно жизненным.

     

    Скульпторы, изображавшие фараонов, стремились создать совершенный, значимый образ. Помимо двух классических поз – сидящего и идущего человека, фараоны изображались в облике бога Осириса, держащего в скрещенных на груди руках плеть и жезл, служившие символами власти.

     

    Постепенно древнеегипетское искусство достигло вершины – мастера научились создавать статуи, идеально передававшие лица разных людей. Стремительно развивалась круглая скульптура, самым известным примером которой стало раскрашенное изваяние супружеской пары Нофрет и Рахотепа. Как правило, подобные парные статуи помещались в гробницах. Группа Норфет и Рахотеп отличалась особой жизненностью лиц и утонченным благородством пластики.

     

    В рельефах Древнего Египта часто использовался мотив процессии или шествия, где все фигуры изображались в движении одна за другой через одинаковые интервалы. Помимо плоских, практически не выступавших стенных рельефов, мастера создавали так называемый углубленный рельеф, в котором врезанное изображение заполнялось разными красками.

     

    Каждый вид и техника выполнения древнеегипетской скульптуры были по-своему уникальными и послужили основой для развития других жанров изобразительного искусства.