Эпоха правления королевы Виктории и викторианский стиль в искусстве
-
2012-07-28
Во второй половине девятнадцатого века правительницей Англии стала королева Виктория, положившая начало не только эпохе безудержного оптимизма, но и новому периоду в истории искусства страны, получившего название «Викторианского стиля». Правление Виктории оказалось на редкость длительным и устойчивым, охватив более полувека.
Искусство викторианского периода принято делить на три этапа: период неостилей, средневикторианский и поздний этап или период «свободного возрождения Ренессанса». Начало викторианской эпохи совпало с временем промышленного подъема страны, постепенно становившейся «мастерской мира». Появился новый средний класс, желавший окружить себя предметами роскоши. Жители Англии пытались «заполнить пустоту» вокруг себя, декорируя жилые помещения и залы для приема гостей совершенно ненужными вещами.
Стены домов густо покрывались картинами и орнаментами, всевозможными безделушками и драпировками из ткани. Предметы антиквариата, дошедшие до нас со времен ранневикторианского периода, характеризовались чертами таких стилей, как Неоготика, «неогрек», Неорококо, «мавританский», «византийский» и даже «китайский». Достаточно часто все эти стили смешивались между собой и даже «коверкались».
Викторианский стиль в искусстве порой считали искусством подделок и имитации, суррогатом, в котором дешевые материалы и механические приемы позволяли создавать иллюзию роскоши, существовавшую в давние эпохи.
Со временем стало появляться все больше художников и мастеров, тонко чувствовавших грань между истинным искусством и бездарным копированием разных стилей. Именно они стали основателями «антивикторианского» течения в английском искусстве и подготовили страну к принятию нового средневикторианского периода. Это время ознаменовалось важнейшими событиями в истории – открытием музея декоративного искусства, организацией художественно-промышленной школы и проведением в Лондоне первой Всемирной выставки.
Когда в других европейских странах огромную популярность получил «неоренессанс», Англия ответила на это основанием стиля «свободного возрождения Ренессанса». Однако в кривом зеркале искусства викторианской эпохи такой новый стиль оказался эклектичным. В музейных экспозициях это время, как правило, иллюстрирует громоздкая старинная мебель, перегруженная мелким, дробным декором. Современники нередко называли это направление «стилем подставок и верхушек».
Искусство викторианской эпохи не отличалось целостностью, поэтому ему так и не удалось составить новый стиль или художественное направление.