Старинная брошь в зеркале эпох

  • 2012-06-21



    Достаточно часто при слове «брошь» вспоминается словосочетание «бабушкина брошь» или предмет антиквариата. Это ювелирное украшение на самом деле обладает невероятно тесной связью с давними временами. Начав свой долгий путь 5 тысяч лет назад, она служила обычной застежкой для одежды. Но со временем этот изысканный предмет «дорос» до сольной партии в изысканной симфонии ювелирных украшений.

     

    В бронзовом веке застежки, напоминавшие брошь, назывались фибулами. Такое старинное украшение было распространено в Северной Германии, Венгрии и Скандинавии. С началом железного века фибулы распространились по всей территории Евразии. Каждая отдельная культурная эпоха на фибуле оставила отпечаток технического развития и своих религиозных и эстетических воззрений, поэтому фибулы обладают высокой культурной и исторической ценностью. Такие изделия просуществовали до раннего средневековья, и использовались в качестве застежек для накидок и плащей католических священников.

     

    Средневековые ювелиры для изготовления фибул использовали драгоценные кабошоны, античные геммы, листовое золото, жемчуг и камеи. Их украшали цветной эмалью и филигранью. С приходом новой социальной жизни в Европу, появились изменения и в моде на ювелирные изделия. Мастера стали изготавливать аграфы, представлявшие собой нарядные пряжки или застежки на одежде. Они использовались не только в качестве украшений, но и служили застежкой для отворота шейного выреза в одежде.

     

    На аграфах помимо простых узоров появлялись символы, цветы, надписи, сцены духовного содержания. Самыми популярными были изображения стрел, листьев, ключей и цветов. Как правило, аграфы служили отличным подарком для возлюбленных дам.

     

    В семнадцатом веке в женской одежде стало появляться множество драпировок и складок, которые необходимо было чем-то скреплять. С такой сложной задачей успешно справлялись старинные броши. Согласно легенде, броши впервые ввела в моду мадам де Савиньи – известная придворная дама Людовика ХIII. «Брошь Савиньи» представляла собой бант с подвеской. Подобные броши часто пришивались к одежде. Чем пышнее было одеяние, тем богаче выглядели ювелирные украшения. Мастера создавали броши с разноцветными изумрудами, сапфирами, рубинами и невероятно популярным в те времена жемчугом.

     

    Во второй половине семнадцатого века ювелиры для создания брошей использовали ограненные розой алмазы, а в восемнадцатом веке их заменили алмазы с более современной огранкой. Такие украшения носили только в редких торжественных случаях. В 19-м веке, с развитием естественных наук, ювелиры все чаще стали изготавливать броши в виде насекомых. С того времени формы насекомых навсегда поселились в ювелирном искусстве.

     

    Многие считают, что старинная брошь – это лишь предмет антиквариата, но современные модницы повсеместно доказывают, что эти ювелирные изделия способны наилучшим образом дополнить каждый силуэт и наполнить его индивидуальным стилем и изысканной красотой.