Старинный саксофон – чистое искусство и отрада для глаз
-
2012-06-20
Если бы не был придуман саксофон, джаз не смог бы звучать так необычно, а иногда даже немного странно; Билл Клинтон не обзавелся бы столь привлекательным хобби, как игра на саксофоне; мир никогда бы не узнал великие имена Чарли Паркера или Лестера Янта. Этот величественный инструмент способен вызывать как улыбку, так и слезы. По принципу извлечения звука саксофон можно отнести к семейству деревянных, но еще ни один саксофон в истории не был изготовлен из дерева.
Многие думают, что саксофон – это шедевр двадцатого века, полностью принадлежащий джаз-культуре, чернокожим музыкантам, большим городам, элегантному миру свинга, лакированных туфель, бабочек и галстуков. Но на самом деле впервые этот старинный музыкальный инструмент появился в сороковых годах девятнадцатого века. Он был главным украшением симфонического и военного оркестра. Как ни странно, свои первые семьдесят лет саксофон участвовал в самых известных академических концертах.
По официальной версии началась история саксофона в 1842 году в Брюсселе, где Антуан-Жозеф Сакс, талантливый потомственный мастер музыкальных инструментов, отдыхая от своей работы, решил приставить деревянный мундштук от басового кларнета к медному офиклейду. В результате Сакс придумал удивительный инструмент, запатентованный как «мундштучный офиклейд». Это удивительное открытие осуществило мечту Сакса о создании «инструмента-посредника», способного соединить в себе характеристики медных и деревянных инструментов.
Изобретенный саксом «мундштучный офиклейд» сразу же отправился на промышленную выставку в Брюссель, где публика мгновенно разделилась на восторженно-заинтересованных, и надменно приподнявших бровь. Именно такое отношение к новому инструменту публика испытывала следующие семьдесят лет. Звук первого старинного офиклейда Сакса оказался слишком прямолинейным и гнусавым, поэтому мастер сразу же после выставки отправился домой, чтобы заняться усовершенствованием своего «детища».
Спустя некоторое время Сакс посетил Париж, где познакомился с известным композитором Берлиозом. Он сразу же пришел в восторг от новинки и даже напечатал в одной из популярных французских газет свои позитивные отзывы. По его словам, изобретение Сакса создавало полный, приятно вибрирующий сильный звук, отлично поддававшийся смягчению. Берлиоз назвал этот музыкальный инструмент величественным шедевром, призванным дополнить лучшие академические оркестры. Именно этот композитор сочинил первое музыкальное произведение, в котором место нашлось и для саксофона. После исполнения первого хорала под чары мундштучного офиклейда, казалось, попали жители всех стран. Именно с подачи Берлиоза изобретатель дивного инструмента переименовал его в саксофон.
Со временем саксофон стал достойным украшением оперных, академических и военных оркестров, а Сакс открыл предприятие по производству своей новинки. Настоящий восторг саксофон вызывал следующие семьдесят лет своего существования, когда он регулярно стал звучать в джазе. Тогда саксофон стал главным героем своего времени.
На сегодняшний день саксофон – это не простой антиквариат, оставшийся в прошлом. Более того, сейчас он переживает период своего третьего жизненного цикла, в котором этот дивный инструмент будет «играть первую скрипку».