Русский флот на императорском фарфоре

  • 2012-06-15



    Старинная фарфоровая посуда, как и другие предметы, изготовленные из этого благородного материала, – это уникальный антиквариат, созданный, как правило, несколько столетий назад. На протяжении долгого времени фарфор считался большой редкостью и имел очень высокую стоимость, поэтому позволить себе приобретение такой посуды могли лишь знатные персоны или императоры.

     

    Поистине ценными предметами антиквариата считаются фарфоровые изделия с сюжетными изображениями, выполненными на императорском сервизе, созданном в 1861 году. Этот старинный сервиз был изготовлен специально для князя Константина Николаевича и содержал изображения ранних работ Айвазовского. Все предметы чайного сервиза были мастерски украшены изящными парусниками на фоне речных и морских гаваней и удивительными морскими пейзажами. В росписи мастер передал даже мельчайшие нюансы живописных оригиналов.

     

    Каждый предмет старинного императорского сервиза имеет свой уникальный рисунок. Благодаря сохранившемуся фарфоровому сервизу современники получили возможность ознакомиться с сюжетами ранних работ известного мариниста. Этот сервиз стал достижением с точки зрения стилистики декора и обновления тематики. Но вот профессионалу в морском деле такие романтические виды могли навеять совершенно иные мысли.

     

    Сын Николая Первого практически тридцать лет занимался управлением Морского министерства России. Этот период был невероятно сложным для отечественного флота. По сравнению с другими державами состояние российского флота было весьма затруднительным, так как умения и знания отечественных техников не соответствовали новым требованиям. К времени написания картин, как колесные пароходо-фрегаты, так и парусные суда уже остались в прошлом.

     

    При правлении Константина Николаевича делалось все возможное, чтобы вывести российский морской флот с затруднительной ситуации. Обновление кораблестроения стоило на самом деле героических усилий и требовало немедленных действий. К началу 1860-х годов деревянные винтовые суда практически перестали использоваться. Константин Николаевич полностью перестроил адмиралтейства в Кронштадте, Петербурге и Ижоре. В последние годы его управления морским ведомством для Черноморской и Балтийской оборонительной флотилии были построены новейшие броненосные суда.

     

    Великий князь стал известным также благодаря возрождению парка и дворца в Стрельне. В середине девятнадцатого века они были названы в его честь Константиновскими. Старинный сервиз с ранними картинами Айвазовского был создан именно для Стрельнинского дворца, служившего морской резиденцией князя.