Развитие русского серебряного и золотого дела в XIX – начале XX столетия

  • 2012-06-18



    Во многих современных коллекциях антиквариата обязательно можно найти золотые или серебряные предметы старины, изготовленные русскими мастерами в девятнадцатом – начале двадцатого века. Такой антиквариат является на самом деле уникальным, ведь именно в этот период произошло множество изменений в данной области ремесленного искусства, напрямую связанных с научно-техническим прогрессом. Кроме того, российские мастера стали использовать новые стилистические, технические и художественные приемы, находившиеся в постоянной зависимости от часто изменявшихся художественных вкусов.

     

    Девятнадцатый век принес возможности механизации приемов обработки драгоценных металлов, что позволило сделать этот процесс более быстрым, простым и дешевым. Благодаря этому, старинные серебряные и золотые изделия в значительной мере изменили свой облик. На смену серебру, кованному от руки, характеризовавшемуся мягким, переливающимся блеском, пришло гладкое серебро без каких-либо неровностей на поверхности. Механическая штамповка орнаментов на драгоценных металлах стала использоваться гораздо чаще, нежели трудоемкая ручная чеканка.

     

    В этот период для изделий из серебра и золота стали использовать материалы совершенного другого качества, что ощутимо повлияло на их внешний вид. Для изготовления серебряных изделий намного реже использовалась позолота – все изделия делали полностью серебряными. Русские мастера девятнадцатого века достаточно часто стали использовать технику чередования блестящих и матовых частей украшения.

     

    Кроме того, в девятнадцатом веке произошли ощутимые изменения не только в формах, орнаментации, силуэтах и технике производства изделий из драгоценных металлов – сам ассортимент украшений также изменился. Из золота и серебра мастера начали изготавливать предметы, служившие декоративным целям. В домах появлялись канделябры, старинные вазы для фруктов, подсвечники, туалетные и письменные приспособления. Во второй половине 19-го века получила развитие и камерная серебряная скульптура небольших размеров.

     

    Старинные золотые и серебряные предметы этого периода достаточно редко украшались орнаментами – на первый план выходил холодный блеск ровной поверхности, порой украшавшейся барельефами. Некоторые элементы изделий имели достаточно причудливые формы женских фигур, одетых в античные одеяния, или колонн с каннелюрами. Кроме того, разные части старинных изделий украшались кистями, гирляндами, бараньими, львиными или козлиными головами, фигурами лебедей, оленей, амуров, сфинксов или грифонов.

     

    Во второй половине 19-го века на серебряных и золотых изделиях мастеров Петербурга стали появляться изображения работающих крестьян, крестьянских детей, либо другие русские народные сюжеты. Ювелирное дело 19 и начала 20 века наибольшего развития получило в Москве и Петербурге. Это период принес множество открытий и уникальных техник, что позволило создавать невероятно красивые предметы, до сегодняшнего дня имеющие высокую культурную и художественную ценность.