Старинная Гуслицкая икона – бесценное достояние русской культуры

  • 2012-05-31



    Гуслицы – это известный старообрядческий центр, расположенный в юго-восточной части Московской области. Здесь проживает большое количество староверов, сумевших даже после церковного раскола сохранить самобытную художественную культуру. В этом городе переписывались старинные книги, украшавшиеся известной «гуслицкой» росписью, работали талантливые мастера медного литья, изготавливавшие удивительные иконы, кресты, складни и настенные листы с традиционными лубочными картинами, отличавшимися разнообразными сюжетами. Кроме того, жители с давних времен занимались иконописью, ставшей на сегодняшний день уникальным достоянием российской культуры.

     

    Все предметы антиквариата, созданные в Гуслицком крае, обладали собственными специфическими особенностями. Гуслицкая икона до сих пор остается мало изученным явлением художественного наследия этого района. Коллекционеры и антиквары порой относят такие старинные иконы к памятникам достаточно примитивной живописи конца девятнадцатого века, ведь в основном гуслицкие мастера писали их на темном фоне. Но специалисты утверждают, что гуслицкая икона – это пример неповторимого искусства, имеющего свои художественные особенности и стилистические направления.

     

    Так как Гуслицы находятся в непосредственной близости к иконописным владимирским селам, они, и прежде всего Палех, оказали на формирование стиля гулсицких иконописцев огромное влияние. Палехские иконы всегда пользовались спросом среди богатых старообрядческих семей, поэтому гуслицкие мастера так часто брали их образцы за основу.

     

    Как правило, гуслицкая икона выполнялась в сумрачных зелено-коричневых тонах, сочетавшихся с красным, изумрудно-зеленым и пурпурным цветом. Часто использовалась светлая и темная охра. Чтобы создать контраст, дробницы окрашивались в ярко-красный цвет. Широкие поля старинных икон имели оливковый или коричневый оттенок. Гуслицкие мастера с большим уважением относились к рукописям, поэтому на иконах нередко появлялись изображения открытых книг и свитков. На страницах нарисованных книг появлялись оригинальные тексты, взятые из изображаемой литературы.

     

    Характерная черта гуслицкой иконы – это наличие многочисленных композиций, позволявших разместить на одном полотне одновременно несколько сюжетных линий, а соответственно, и разных образов святых. Самыми известными работами считаются иконы «Не рыдай Мене Мати», «Введение во храм», «Богоматерь Знамение» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Подобные старинные гуслицкие иконы состоят из четырех частей. Все эти и многие другие произведения искусства гуслицкого края высоко ценятся истинными почитателями старины и самобытного искусства российского народа.