Старинный подстаканник – русский нюанс китайской чайной традиции

  • 2012-05-24



    Всем известно, что благодаря китайцам появилась церемония чаепития. С особенным восторгом эта традиция была воспринята русским народом, наделившим ее особенностями своего национального менталитета. На Востоке приготовление чая и сам процесс чаепития был настоящей философией, направленной на самосозерцание и на отстранение от суеты и всего бренного. Но на Руси чаепитие было событием общественным, соседским. Нередко чайная церемония здесь становилась причиной создания так называемых «клубов по интересам», где женщины могли поделиться последними новостями, а мужчины вели разговоры о делах.

     

    Русскому народу удалось не только изменить нематериальную сущность такого ценного китайского подарка, но и дополнить его важными элементами и предметами, одними из которых стали старинные подстаканники. Изначально подстаканник выполнял только утилитарную функцию, состоявшую в предотвращении ожогов. Такое чисто практическое назначение первых подстаканников лишило этот предмет антиквариата какой-либо художественной ценности.

     

    В девятнадцатом веке из простой посудины подстаканники превратились в невероятно изящную и стильную вещь тогдашнего быта. Порой, подстаканник становился даже показателем положения человека в обществе, особенно, если он был изготовлен из серебра, ведь в то время изделия из этого материала могли позволить себе лишь настоящие аристократы. Серебряные подстаканники приобретались исключительно состоятельными людьми, имевшими высокий статус.

     

    Ассортимент старинных серебряных подстаканников способен удивить даже тех, кто наделен невероятно богатым воображением. Свои талантливые руки к созданию этого удивительного, исконно русского изделия, приложили такие известные мастера ювелирного дела, как Иван Хлебников, Павел Овчинников, Игнатий Сазиков и даже сам Карл Фаберже. Именно благодаря этим известным личностям серебряный подстаканник стал истинным произведением искусства, а со временем и ценным предметом антиквариата.

     

    Хотя подстаканники имели ограниченную форму в виде цилиндра, высокий уровень искусства русских мастеров позволял придумывать подстаканники в виде деревянного забора, русской избы или плетеного туеска. Корпуса этих изделий украшались самыми разнообразными узорами. Порой, подстаканник повествовал целую историю о городской и деревенской жизни, о свиданиях, танцах и вечеринках.

     

    Самыми искусными элементами старинных подстаканников чаще всего являлись их ручки: они бывали овальные и круглые, с перемычками и без них, украшенные разнообразными кокетливыми завитушками, геометрическими узорами, птичками и цветочками. Одним словом, российские антикварные подстаканники – это целая эпоха в художественной и бытовой жизни страны, дающая потомкам еще один повод с восхищением относиться предметам старины, созданным истинными мастерами русской земли.