Скульптура Древней Японии.

  • 2011-04-10



    Из всех видов изобразительного искусства скульптура для Японии является самым древним. Она появилась одновременно с возникновением буддизма. Скульптуры периода ДзЁмон довольно примитивны, их использовали лишь при изготовлении различной бытовой утвари и глиняных идолов, которые получили название догу. Догу и до сих пор удивляют и привлекают простотой и некоторой условностью линий. Узор верёвки выступал в качестве украшения, что, в свою очередь, является характерной чертой гротескного стиля в скульптуре.


    Следующим этапом культурного развития Древней Японии стала культура периода ЯЁн. Этому способствовало появление земледелия, ориентированного, в основном, на выращивание риса. Название "ЯЁн" произошло от названия формы особых керамических изделий, столь распространенных в тот период практически во всех районах Японии.


    Культуру периода ЯЁн в III веке сменила культура, относящаяся ко времени появления древних курганов и получившая поэтому название Кофун. На данном этапе развития Япония переходит к иным формам правления – государственным. Появляется и новый вид японской скульптуры - ханива - для которого характерно создание глиняных фигур различных животных, птиц и людей. Такие фигуры помещались рядом с курганами, возвышающимися над могилами усопших.


    Скульптуры ханива резко отличаются от своих предшественников - скульптур догу - им присущи такие черты, как живость образов и большее разнообразие художественных мотивов.
    Монастырь Хорюдзи – самый знаменитый памятник со времён императрицы Суйко, правившей Японией с 593 -го по 628 -й год. Возвел его в городе Нара племянник правительницы Сётоку в самый разгар распространения буддизма в стране. Он задумал сотворить нечто запоминающееся и неповторимое и выбор пал на воплощение в скульптуре образа Будды. Для реализации столь необычного замысла был приглашен китайский мастер скульптуры – Тори, под руководством которого в 623 -м году был создан бронзовый скульптурный ансамбль из трёх фигур под названием "Троица Будды Сяка".


    Одновременно с этими творениями в Древней Японии появились шедевры скульптуры иного рода, созданные под влиянием работ китайских мастеров. Бронзовые скульптуры в Японии VII - X вв. создавались по специальной технологии литья по восковому аналогу. Преимуществом данного способа стала возможность передать в бронзе даже самые незаметные и не слишком выраженные черты того образа, который задумывался автором-скульптором.


    В период Нара скульптуры изготавливали из разнообразного материала: камня, глины, дерева, кансицы (сухого лака). К концу этого периода японская скульптура начала приобретать национальные черты и отражать специфические особенности культуры японского народа.
    В VIII веке скульптура Древней Японии достигла своего расцвета в технике итибоку, для которой характерно выполнение головы и остальных частей фигуры из стволов деревьев. Таким образом мастера добивались чёткого выражения лиц, имели возможность более реалистично отобразить объёмы разных фигур, складки в одежде. Все эти особенности скульптурного исполнения появились благодаря возникновению нового направления (эзотерики) в буддизме.


    В X – XII вв. появились изображения древних божеств религии синто, что явилось своеобразным продолжением начавшейся со скульптуры Будды в Японии традиции воплощения образов богов в скульптуре.


    Древний стиль ямато создал в 11 веке Дзётё (монах). Из всех его скульптур сохранилась до настоящего времени лишь одна - фигура сидящего Будды (3 метра высотой), которая была создана в 1053 -м году и установлена в храме Феникса. Эта скульптура послужила примером для подражания при создании многих шедевров японского искусства и оказала влияние на формирование последующих направлений в скульптуре в Японии.


    Камакура – сравнительно новый период культурного искусства Японии, возникший в то время, когда управление страной перешло в руки военных, а столицей был назначен город Камакура, расположенный в отдалённом месте в Канто. Вместе с этим появилось и новое направление в скульптуре, для которого характерны отражение динамики в скульптурной композиции и еще большая степень реалистичности. Муромати – продолжение периода Камакура (1333-1568 гг.). Большим спросом стали пользоваться резные театральные маски, которые могли в точности передавать выражение лица и мимику.


    Период Эдо (1600–1868 гг.) возвращает скульптурные традиции времен Камакура. Монахи секты Дзен в поисках истины и достижения состояния просветления во время своих странствий находили новые материалы и создавали из них скульптурные композиции, мотивы которых находят отражение и в современном искусстве Японии, так же как и техника исполнения ( она сродни современной). Один из странствующих монахов воплощал образы Будды с помощью разрозненных кусков ствола дерева, однако такой способ создания скульптур так и не получил дальнейшего развития.