Искусство стран Востока

  • 2011-04-08



    Искусство стран Востока сформировалось на культурных и религийных началах Индии, Китая, Японии. В Индии проповедовались три религии - индуизм, джайнизм и буддизм, которые основали множество знаменитых памятников скульптуры и архитектуры. Основательницей всех последующих искусств индийской культуры была самая первая культура Востока в долине Инда, которая получила название Хараппская (2,5 тыс. лет до н.э.). После себя она оставила великолепные творения градостроительства и скульптуры. В плане художественного искусства Индия отличилась лишь в 3 веке до н.э. Как и во многих существующих странах на то время, в Индии искусство зарождалось и развивалось под влиянием религии. С древних времен народ Индии отличался чутким восприятием всего, что их окружало, и в результате этого архитектура заняла принадлежащее ей по праву первое место в искусстве.


    Мотивы в создании скульптуры навеивались резцами этой Восточной страны - аскетами-буддистами. Конкретных образов они не создавали, так как это деяние считалось запрещенным, Но только запрет был снят, сразу после этого мастера провинциальной Гандхары сделали первые попытки выражения Будды через образ человека ("греко-буддийская" манера эллинизма).


    Первые школы художества появились именно в этой провинции страны в первом веке нашей эры. Они выступили связывающей ниточкой восточного искусства и греческого, которое завезли в Индию войска Александра Македонского в конце 4 века (до н.э.). Творцы этих школ создавали образ Будды, воплощали его с камня и смеси гипса с кусочками мрамора. Черты лица характеризовались удлиненным овалом, тонкостью носа, открытостью рта.


    Эпоха Гуптов (320-600 гг. н.э.) классическая эпоха Востока со сдержанностью стилей в искусстве. В этот период появились понятия "якшини" божества женского рода, живущие в лесах. Ваятели буддизма представляли их как танцовщиц с пышными объемами тела. Самого Будду изображали в двух позах во время медитации или поучения. В рассмотрении и изучении искусства Индии важна каждая деталь. Ведь очень многое можно расшифровать по количеству рук божества, по повороту головы, даже украшения может иметь загадочный смысл.


    Искусство росписи храмов в пещерах придает государству Древней Индии яркого контраста. Аджанта – монастырь, место жительства и обучения монахов. Количество храмов его насчитывается на 29 скалах. Искусство оформления скальных фасадов этих храмов относится к периоду декоративной скульптуры (Вагхаро), формы в которой приобрели усовершенствования и свободы, но старые традиции остались нетронуты.


    Новая восточная религия – ислам, значительно повлияла на художественное искусство Индии. Ее появление датируется 8 веком, когда арабы вторглись на земли Индии. Расцвет ислама отметился при Великих Моголах во времена их правления. Большой след в культуре, искусстве оставил после себя султан Акбар усыпальницы, мечети. Сердцем архитектуры в индийском государстве считают мавзолей с белого мрамора, который красуется драгоценностью камней.


    Искусство миниатюры – вид культурной деятельности, что подразумевает создание иллюстраций книг разнообразного формата. Акбар во времена своего правления создал оригинальный стиль в светском мире, отклонившись от персидских традиций декора. Тем самым он как бы оживил всю картину жизни Индии, как Восточной страны.


    Китай страна Востока, которая в отличие от других сохранила национальные вековые традиции. Искусство Китая возникло около полутора тысяч лет до нашей эры, когда правила династия Шан-Инь. В это время появляется письменность в виде иероглифов. За 500 лет этого периода было создано множество сосудов для проведения ритуалов по жертвоприношению. Украшались они символами, которые отображали мифические существа, например драконов. Для китайцев главным фактором их вероисповедования занимал культ древних предков. По проектам эпохи Шан-Инь Китай формировался многими городами, а в центре их предназначалось место построек для правителя - владыки с его храмом. В след за этим, возникла пиктография и понятие лунного календаря. Орнамент, появившийся в те времена, долгие ещё века радовал человеческий глаз.


    На смену Шан-Инь в страну пришла новая эпоха Чжоу, которая длилась с 1027 года по 221 год до нашей эры. Она символизируется появлением бронзовых статуэток, которые изображали как, людей так и животных. Примитивное искусство живописи лаком и обработка нефрита обрели новых усовершенствованных методов.


    Принципы конфуцианства и даосизма внесли много значимого в искусство и культуру в целом. Под их влиянием формировалась архитектура и план городов восточной страны. Великая китайская стена комплекс защитных сооружений, которые выстраивались с 3 века до нашей эры и до 15 века. Вершины таких построек красовались сторожевыми башнями. Новый подход к строительству представили подземные мавзолеи в два этажа, внутри которых красовалась настенная живопись, инкрустация. А с наружи такие сооружения обставлялись каменными статуями животных разного вида. Император с династии Цинь, сумевший объединить Китай, начал пристрастно возвышать свою персону, а доказательством этого является устройство самому себе загробной жизни лежащие в гробнице возле императора воины, изготовлены с керамики. Миссия этих воинов – служение владыке даже в ином мире.


    Правители династии Хань превратили эту страну Востока в большую империю, в которой жили по принципу конфуцианства, что пропагандировало верность семейному очагу. Большой взнос в искусство сделали писатели, художники, которые входили в число чиновников. Даосизм – учение подобно магическому видению, сближало с природой. Династия Хань закрепила сложившиеся традиции живописи - необычную лёгкость и свободу кисти в руках мастера.


    Эпоха Тан уже существующее производство керамики превратила в настоящее искусство с новыми формами, цветовой гаммой, красочностью. Чуть позже Восточная страна Китай завладела секретом по выработке фарфора твёрдого, наполовину прозрачного, тонкого, белого цвета вещества. Аналогов этому материалу не находилось.


    Япония развивала свое искусство под влиянием другой страны Востока Китая, с которой связан приход письменности и буддизма в 5-6 веках. Ведь японцы такая национальность, которая в основном черпала информацию для своего развития с иноземных истоков, добавляя свои национальные черты. Искусство японской живописи развивалось с помощью заимствования искусства изготовления бумаги, красок с другого континента.


    Ковчег из храма Хорюдзи свидетельствует о примитивности живописной росписи на стенах зелёной и желтыми красками, а фон отражала черная краска. Японские художники изначально творили под влиянием китайской тематики стиля. Но через некоторое время появилось и отечественное искусство живописи Ямато, который характеризовался специфичной техникой рисунка контуры наносились с помощью золотой фольги.


    Эпоха Камакуро – период в японском искусстве, в котором появились знаменитые свитки 13 века - "Хэйдзи-моногатари". В них отражался исторический период Японии восстание во главе клана Ёсимото Минамото. В результате развития японского искусства, в 16 веке возникли школы живописи (Тоса, Сога, Кайхо и другие).


    Эпоха Эдо – культурный период Востока, в котором присутствовало сочетание демократизма и художественно функционального искусства (1615-1868 гг.). Это единство отразилось в живописи, которую использовали на парных ширмах, например сливовые цветы белого и красного цвета (Агата Корина).


    Нэцкэ – своего рода собрание произведений миниатюрной пластики, которые накапливались тысячи лет. Для этого вида восточного искусства использовался разный материал: фарфор, дерево, янтарь, слоновая кость и даже металл.