Антикварные клавесины и их удивительная история

  • 2012-03-04



    Самое раннее упоминание о старинном инструменте, похожем на клавесин, было зафиксировано в произведении Джованни Боккаччо под названием «Декамерон», которое вышло в 1354 году. Считается, что первый раритетный клавесин был произведен в Италии. Впервые этот уникальный предмет был описан в 1436 году Анри Арно де Цволле. Хотя старинный клавесин пятнадцатого века не сохранился до нашего времени, по давним иллюстрациям можно было сделать вывод, что этот короткий инструмент имел очень грузный корпус.

     

    Самое большое количество антикварных клавесинов, которые сохраняются в музеях и персональных коллекциях, датируются шестнадцатым веком. Как правило, эти инструменты были произведены в Италии, где самым главным центром производства стала Венеция. Эти уникальные клавесины имели 8`регистр и отличались особым изяществом и красотой. Намного реже можно встретить старинные клавесины, имеющие два регистра 4`и 8`. Чаще всего, корпус антикварных клавесинов был изготовлен из кипариса, так как атака на таком инструменте была намного отчетливее, а звук был более отрывистым по сравнению с поздними фламандскими инструментами.

     

    В Северной Европе самым важным центром производства клавесинов был город Антверпен, в котором еще с 1579 года работали члены семьи Рукерс. Их клавесины отличаются более тяжеловесным корпусом и наличием более длинных струн. Старинные клавесины, произведенные в Антверпене в 1590-х годах, как правило, имеют два мануала.

     

    Уникальным произведением искусства стали английские, французские и немецкие клавесины семнадцатого века, которые удивительным образом стали сочетанием нидерландских и фламандских моделей. До сегодняшнего дня сохранились некоторые антикварные клавесины, корпус которых изготовлен из орехового дерева. В 1690-х годах французский клавесин принимает форму старинного инструмента фирмы Рукерс. Самым известным производителем этих инструментов была династия Бланше. Сегодня самым уникальным считается раритетный клавесин, разработанный Й. Д. Дюлкеном, который был известным нидерландским мастером восемнадцатого века. Это инструмент имел необычную длину и дивное звучание.

     

    С наступлением второй половины восемнадцатого века, старинные клавесины начали вытесняться более современным инструментом – фортепиано. Приблизительно в 1809 году известная фирма Киркман выпустила последний клавесин. Клавесины не изготавлись до 1896 года, пока А. Долмеч не инициировал возрождение этого старинного инструмента, открыв свои мастерские в Бостоне, Хейслмире и Париже. Так же выпуском клавесинов начали заниматься парижские производители Эрар и Плейель. Фирма Плейель наладила выпуск первых клавесинов с металлической рамой, которая имела туго натянутые толстые струны. Таким образом, началась новая эпоха клавесинной эстетики.