Канделябры: классика антиквариата

  • 2011-11-18



    Существует несколько реалий, на которые человек может смотреть очень долго. Одной из них является огонь, источником которого может быть спичка, лучина или свеча, либо имитация огня, изобретенная человеком, - лампа. Даже грудной ребенок фиксирует взгляд на подобном источнике света в течение нескольких минут.

     
    В давние времена естественный огонь использовался и для освещения помещений в темное время суток. И первоначально в целях безопасности, а затем и в эстетических целях человек стал использовать подсвечник. Красивые декорированные подсвечники, произведения искусства, которые можно считать классикой антиквариата, принято называть канделябрами (от лат. candēlаbrum – подсвечник, candela – свеча).
     
    Появление подсвечников одни исследователи связывают с культурой этрусков, другие говорят о более позднем возникновении первых канделябров в Древнем Риме. Считается, что в Римской культуре в конце I в. до нашей эры – начале I нашей эры существовал специфический «канделябровый» стиль. Он нашел отражение не только в интерьере, но и в архитектурном экстерьере зданий. Широкое распространение в Европе канделябры получили только в XVIII в. с приходом роскошного вычурного стиля барокко.
     
    В настоящее время и антикварные канделябры (время изготовления – до начала XX в.), и созданные в наши времена произведения искусства принадлежат разным стилям: и классицизму, и ампиру, и барокко, и готическому стилю, и модерну. Они могут быть настольными, напольными или настенными (настенные, кстати, имеют собственное название – жирандоль). Канделябры, как правило, в основании своем имеют подставку, переходящую в стержень, который разветвляется в розетке на несколько свечей (или ламп, как правило, в виде свечей). В Древнем Риме подставка зачастую исполнялась в виде звериных лап.
     
    Материалом для изготовления канделябров служит обыкновенно металл: бронза, серебро или железо. В их декоре могут использоваться платина или золото, а также, например, хрусталь. Канделябры могут быть литыми или чеканными. Известно, что раньше канделябры изготавливались из дерева или (реже) из мрамора (мраморные, например, хранятся галерее канделябров в Ватикане).
     
    Если антикварные канделябры отличаются по высоте (основная их функция, напомним, была связана с освещением помещений, а высота расположения горящей свечи во многом определяет интенсивность и площадь освещаемой территории) и могут достигать 1,5 и более метров, то современные подсвечники, как правило, низкие.
     
    Роскошные канделябры на несколько свечей в домах современных респектабельных господ придают элемент торжественности званым обедам или ужинам, а несколько небольших низких подсвечника с одной свечой уместны будут в случае романтического свидания.
     
    Стилизованные канделябры говорят о хорошем достатке, аристократичности и вкусах владельца дома.