Архитектура, живопись, скульптура Древней Индии

  • 2011-08-21



    Одной из центральных проблем понимания архитектуры, живописи и скульптуры Индии является понимание многообразия и уникальности этой древней культуры, отделенной от нынешней, временем и пространством. Они своим многообразием и уникальностью очень сильно повлияли на формирование и характер современного цивилизованного мира. Именно в этой роли культурное наследие Древней Индии являлось базой для создания мира науки и техники.

     

    Памятники скульптуры и живописи Древней Индии относятся к Хараппской цивилизации. Уникальными художественными характеристиками считались памятники религиозного характера. В древней Индии большинство архитектурных и скульптурных памятников были сделаны из дерева, поэтому не сохранились до наших времен. Дворцовый комплекс для царя Чендрагупты был выстроен из дерева. В начале нашей эры для скульптурных изделий широко применяют камень. Религиозную живопись и скульптуру этого периода представляют пещерные комплексы, храмы и ступы (каменные сооружения, где хранились реликвии Будды). Наиболее интересными из них являются архитектурные комплексы в городах Карле и Эллоре. В Карле, пещерный храм имеет высоту почти 14 метров, 14 метров в ширину и около 38 метров в длину. Здесь находится огромное количество древних скульптур и ступ. Строительство комплекса в Эллоре длилось в течение нескольких веков. Шедеврами архитектуры и скульптуры Древней Индии являются также храм индуистов в Санчи и буддийская ступа, которая находится там же.

     

    Наиболее известными из памятников живописи Древней Индии являются росписи в пещере Аджанты. Древние мастера на протяжении 150 лет трудились над этим храмом в скале. Благодаря тому, что индийцы разбирались в секретах стойких красок и искусстве укрепления грунта, все рисунки отлично сохранились. Выбор цветов зависел от сюжетов и персонажей. Например, Боги и цари, всегда были изображены белыми. Традиции этой школы так же повлияли на живопись и скульптуру Шри-Ланки и других районов древней Индии.

     

    Великолепными по мастерству обработки камня и своей скульптурной ценности были столбы - стамбхи, которые часто увенчивались капителями с изображением львов. Самая знаменитая из них, созданная в 3 веке до н. э., капитель на стамбхе в Сарнатхе, она изображает четырех львов. Их огромные мощные тела стоят на круглом барабане, покрытом изображениями животных.

     

    Во времена,  когда север Древней Индии был завоеван пришедшими из Средней Азии кушанами, были объединены культуры Афганистана, Индии и античного мира. В это время в Индийской скульптуре возникает сам образ Будды, с характерными эллинистическими проявлениями. В новом свете появилось изображение Будды, в образе идеализированного человека, объединявшего в себе физическую красоту и возвышенное состояние покоя и самоуглубления. В скульптуре древней Индии органично слились одухотворенность древнегреческой пластики с полнокровной чувственностью индийских богов. Прототипами для скульптур Будды были скульптуры древней Греции, закутанные в мантии, а поза сидящего со скрещенными ногами Будды, так же как и жесты поучения, были местного происхождения.

     

    Архитектура, живопись и скульптура Древней Индии оказала сильное воздействие на культуры соседних стран. Еще с глубокой древности ее традиции переплелись с традициями Востока. Во времена Хараппской цивилизации были установлены прочные торговые и культурные отношения с Месопотамией, Ираном и другими странами Средней Азией. Позже наладились культурные и экономические связи с Египтом и Юго-Восточной Азии. Наибольшее влияние культура Древней Индии оказала на архитектуру и скульптуру Ирана.

    В современной Индии с большим почтением относятся к своему культурному наследию. Этой стране характерна особенность  древних традиций. Совершенно не удивительно, что некоторые достижения архитектуры, живописи и скульптуры Древней Индии вошли в культурный фонд индийцев.