Скульптура древней Месопотамии
-
2011-06-06
Как только не называли эту древнюю страну, интересную своей культурой и прекрасными древними скульптурами, но лишь это название было неизменным — Месопотамия. Оно происходит от греков и обозначает Междуречье, именно территорию между реками Евфратом и Тигром. Они играли важнейшую роль для всей Месопотамии, можно сказать, что такую же, как Нил для Египта. С середины весны до начала осени, эти обе реки разливались и несли мощные потоки воды прямо с гор, увлажняя плодородную почву, которая была испещрена каналами искусственного увлажнения. Всё это осталось неизменным и по сей день. Конечно же, с тех времён реки поменяли свое русло, но тогда они располагались ближе друг к другу, чем нынче. И там где сближение было максимальным, на левом берегу Евфрата, возвышался величественно город Вавилон.
Первые упоминания об этом удивительном городе можно найти в легенде об аккадском царе Саргоне ( 2400 год до нашей эры), который подавил восстание в своём городе. Раньше жители Вавилона называли свой город «Вабили», что означало «Врата бога», но позже, греки переименовали его, а жители Ирака и ныне величают «Бабилоном». Во время посещения древнегреческим историком Геродотом старинного города, Вавилон представлял из себя памятник своей былой силы и славы. Осенью 539 г. до н. э. персидский правитель Кир ворвался в город со своей многочисленной армией. Он овладел Нововавилонским царством, всем его богатством, включая уникальные древние скульптуры. Во время посещения Геродотом Вавилона, город выглядел еще как при царе Навуходоносоре II, так как после него город уже не расстраивался, но за прошедшие сто лет еще не успел прийти в полный упадок. По приказу Навуходоносора в городе возводили множество древних скульптур, сооружали укрепление столицы, тем самым сделав её неприступной крепостью.
Скульптура древней Месопотамии почти лишена статичности и уравновешенности, которые были присущи египетскому искусству. Рельефы и росписи дворцов, древние скульптуры правителей или животных изображали в движении. Искусные мастера Шумера владели навыками изготовления удивительных по красоте и тонкости ювелирных изделий. Они прекрасно умели чеканить и делать не простые сплавы драгоценных металлов.
К числу поразительных скульптур древней Месопотамии относится мраморная голова женщины (предположительно богини) найденная в Уруке, в самом старинном центре шумерской культуры. Её можно отнести ко второй половине четвёртого тысячелетия до н. э. Раньше этот образ оживляли инкрустированные цветными камнями глазницы. Хотя они сейчас отсутствуют, образ продолжает нести удивительную выразительность.
В скульптурах древней Месопотамии, в основном присутствуют образа мощных и устрашающих животных, как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Наверное, всё это берёт своё начало из молитвенных гимнов Двуречья, в которых ярости богов сравнивал с яростью львов, а мощь богов, с сумасшедшей силой дикого быка. Для того чтобы придать образу гнев и сверкающий дикий взгляд, вавилонские скульпторы предпочитали их изображать с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.
Так же поражает своей красотой древняя скульптура, состоящая из выразительной группы статуэток из мрамора Телль-Асмара , предположительно относящаяся к первой половине 3-го тысячелетия до н. э. Самая высокая статуя имеет рост около тридцати сантиметров. Они стоят прямо, во весь рост и сложили на груди свои руки. Что касается их тел, то на них присутствуют длинные костюмы, которые изображены лишь схематично, как бы намечено, автор не акцентирует на них наше внимание, он заставляет сконцентрироваться на выражении лиц. Если присмотреться, то создаётся впечатление, что все надели маски, такие неживые и фантастичные их выражения лиц. У этих древних скульптур были наголо выбритые головы или головы со смешными многослойными завитками, так же их бороды были расчесаны. А самое запоминающееся в них - это глаза. Они были большого размера, словно неживые, застывшие в удивлении либо в наблюдении за происходящими событиями. По-видимому, автор при создании этой древней скульптуры преследовал определённую цель. Он стремился, чтобы наблюдателя сразу поражал взгляд огромных глаз с цветными камнями. Они были так глубоко посажены, что они сохранились на века. Складывается впечатление, что вся загадочная и мудрая культура Древней Вавилонии внимательно смотрит на нас из этих незабываемых глаз.
Поражает своей красотой скульптура древней Месопотамии в виде победной стелы царя Нарамсина, которая изготовлена из красного песчаника и рассказывает нам о его победе над горными племенами. Она славила силу, мощь и величие царя.
Во 2-й пол. 40–х годов 20 века археологи из Турции проводили тщательные раскопки в Анатолии, где раньше процветала хеттская культура. Они нашли святилища под открытым небом, а самая интересная находка - это обломки антикварных древних скульптур, найденные на крутом гребне, известном как Черная гора. Это были головы, изготовленные из камня с большущими глазами, удивительными по своему выражению. Так же археологов порадовали статуэтка бога – оленя с огромными, чудными рогами, которые примерно были созданы более 4-х тысячелетий назад.
Это произведение искусства древней Месопотамии, предназначенное главному богу Мардуку и его возлюбленной, богине утренней зари, оно было обрамлено позолоченными рогами, Если верить словам Геродота, то древняя скульптура бога Мардука была вылита из чистейшего золота и весила около 2500кг.
Здесь же находились известные всему миру «висячие сады» загадочной царицы Семирамиды, которые считаются одним из 7-ми чудес света - многоярусное оригинальное сооружение с прохладными комнатами на выступах, которые утопали в цветах невиданной красоты, кустами, деревьями, орошавшимися с помощью громадного водоподъемного колеса, его вращали рабы. Сегодня, мы можем только представить, какие удивительные по красоте скульптуры древней Месопотамии находились в этом саду и радовали взгляд царицы.