Первые клавесины

  • 2011-06-03



    Первые, самые ранние упоминания о клавесине датируются 1397 г. в Италии, а первое изображение инструмента можно  увидеть, начиная с 1425 году на алтаре в Миндене. Почти до конца восемнадцатого века, клавесин, сохранился как солирующий инструмент. К концу 1810 года он практически больше не использовался. И только на рубеже 19 – 20 веков начинается возрождение культуры игры на клавесине.

     

    Центром производства клавесина был Антверпен, где изготовлением инструментов, начиная с 1579 года, занималась династия Рукерс. В отличие от итальянских моделей, инструменты Рукерс отличались длинными струнами и более тяжелым корпусом. В Антверпене, с 1590 года, производились клавесины с 2-мя мануалами.

     

    В семнадцатом веке, мастера, которые занимались изготовлением клавесинов из Англии, Франции и Германии, делали свои клавесины по образцам нидерландских и фламандских мастеров. Наиболее заметными мастерами клавесинов в восемнадцатом веке считались английские мастера Шуди и Киркман. Их инструменты отличались дубовым корпусом, который был облицован фанерой и при игре выдавал сильный звук и тембр. В Германии, основным центром по изготовлению клавесинов считался город Гамбург.

     

    Вторая половина восемнадцатого века ознаменовалась выпуском первых фортепиано, которое потихоньку  вытесняет клавесин. Выпуск последнего клавесина датируется 1809 годом, который выпустила фирма Киркман.

     

    В 1896 году, возрождением клавесина как солирующего инструмента, решил  заняться  А. Долмеч, он открывает первые мастерские в Париже, Бостоне, Хейсмире.

     

    Вслед за Долмечем выпуск клавесинов начали фирмы Плейель и Эрар из Парижа. Фирма Плейель производила модели клавесинов с металлической рамой, с толстыми, туго натянутыми струнами.

     

    На моделях этого типа клавесинов, Ванда Ландовска вырастила талантливое поколение  клавесинистов.