Шпалерное искусство в России

  • 2013-08-02



    Старинные шпалеры, изготовленные в России, - это настоящие произведения искусства, отличающиеся самобытным и уникальным характером. Первая российская шпалерная мануфактура была создана на территории Петербурга в годы проведения реформ Петра I. Ее открытие положило начало новому для России художественному производству, главной целью которого было украшение новостроящихся дворцов коврами и шпалерами.

     

    Проблема обеспечения производства квалифицированными работниками была решена посредством приглашения иностранных мастеров. В 1716-м году российские представители заключили в Париже контракт с самыми опытными ткачами, работавшими при известной Королевской гобеленовой мануфактуре. По контракту мастера должны были обучать русских ткачей шпалерному мастерству. Первые самостоятельные шпалеры были выполнены русскими учениками в 1720-м году.

     

    В первой четверти восемнадцатого столетия многие произведения искусства в Петербурге представляли новый жанр баталии, появившийся благодаря победам русской армии в боях Северной войны. Такая тема нашла отображение не только в старинных шпалерах, но и в графике, живописи и медальерном искусстве. На шпалерах нередко появлялись эпизоды северной войны и Полтавской битвы.

     

    Одним из известнейших мастеров шпалерной мануфактуры, работавшей в Петербурге, был Иван Кобыляков. Изначально мастер занимался только подсобными работами, а в двадцатых годах восемнадцатого столетия этот трудолюбивый и одаренный ткач создавал собственные произведения.

     

    Самым сложным видом художественного ткачества, требовавшим правильного рисунка и мастерства в подборе шерсти и шелка был портрет. Мастера, создававшие портретные шпалеры, умели тонко чувствовать материал и находить нужную степень обобщения, позволявшую посредством достаточно скупых средств ткачества находить выразительный и яркий художественный образ. Известным мастером портрета был Филипп Бегагль.

     

    В коллекцию Эрмитажа входит антиквариат этого ткача с изображением Анны Иоанновны. Создавая это произведение Бегагль, вероятно, использовал живописный оригинал, написанный придворным художником Л. Каравакком. На портрете сохранилась подпись Бегагля и дата исполнения шпалеры на территории Петербурга. В то же время на шпалерной мануфактуре в Петербурге уже работала целая группа русских мастеров, обученных Бегаглем. Русские ткачи стали создателями ряда интересных шпалерных ансамблей. Как правило, старинные шпалеры, изготовленные в Петербурге, использовались для декорирования интерьеров императорских дворцов.

     

    Среди лучших работ мануфактуры находятся шпалеры, вошедшие в серию «Страны света». Эта уникальная серия несколько раз повторялась на мануфактуре в разных техниках. В нее вошли четыре ковра, представляющие аллегорические изображения стран света: Америки, Азии, Европы и Африки. На сегодняшний день автор картонов, послуживших основой для этих ковров, остается неизвестным.

     

    В период с тридцатых по сороковые годы восемнадцатого столетия деятельность мануфактуры стала более активной благодаря ряду реформ. После смерти Бегагля все работы, направленные на обучение новых мастеров были проведены русскими специалистами, сумевшими достичь существенных успехов в шпалерном ткачестве. За пятнадцать лет деятельности мануфактуры было выткано более шестидесяти шпалер и множество орнаментальных композиций.