Старинный ампирный фарфор – культурная ценность и произведение искусства

  • 2013-08-06



    На территории России в разные времена работало несколько выдающихся фарфоровых заводов, продукция которых получила мировую известность. Особое место в отечественной «фарфоровой» истории занимает два петербургских завода – Императорский и завод имени Батенина. В их работе существует период, отличавшийся общими тенденциями развития, связанными со сложившейся исторической ситуацией. Это время, известное под названием «фарфоровый бум», припало на первую треть девятнадцатого столетия и характеризовалось влиянием моды, продиктованной веяниями эпохи Первой империи.

     

    Коллекционеры, искусствоведы и ценители старинного фарфора особое внимание уделяют золочеными вазам, принимавшим античные формы, ставших на определенное время главными в интерьерном убранстве. Такой антиквариат представлял восхитительные живописные миниатюры, служившие украшением фарфоровых изделий. Мастера первой трети девятнадцатого столетия владели невиданной ранее технологией имитации металлической поверхности, создавая изящный пластический декор. Старинные вазы, как и многие другие фарфоровые предметы этого времени, характеризовались самобытными чертами, соответствовавшими декоративно-прикладному искусству эпохи, ставшей известной в России под названием «ампир».

     

    Художники, работавшие с декоративным фарфором в первые десятилетия девятнадцатого столетия, казалось, могли воплотить в жизнь любые задачи. Мастера петербургских заводов за короткое время сумели освоить разные методы золочения, использовавшиеся во всевозможных сочетаниях. Многие старинные фарфоровые изделия российских мануфактур были созданы с использованием мастик в ходе нанесения позолоты, что позволяло создать иллюзию чеканенного или литого золота, а в некоторых случаях – бронзы.

     

    Однако при использовании данного принципа декорирования сам материал был полностью скрыт, поэтому фарфор уже сложно было назвать «белым золотом». Превращение декоративных элементов в главный смысл и цель предмета привело к потере на несколько десятилетий главной черты фарфора – его манящей прозрачности и молочной белизны. Но даже такой товар пользовался успехом.

     

    Прежде всего, на фарфоровых изделиях появлялись изображения романтических ландшафтов, многие из которых были скопированы русскими мастерами с картин европейского происхождения. Так, традиции использования в фарфоровых произведениях архитектурного пейзажа, заложенные в конце восемнадцатого столетия в Европе, были продолжены в первой трети девятнадцатого века на территории России.

     

    На Императорском заводе помимо золочения часто использовали подглазурное покрытие кобальтом. На изделиях, изготавливавшихся на частных фарфоровых заводах в девятнадцатом столетии, широко использовалась архитектурная тематика. Хотя многие производители в этом жанре не могли соперничать с ИФЗ, продукция завода, основанного купцом Ф. Бетениным, по особенностям миниатюрной живописи на произведениях и классическим формам была наиболее близкой к императорскому фарфору.

     

    Батенинские мастера стремились создавать изделия, имевшие максимальное сходство с образцами ИФЗ. Фарфоровые изделия русских фарфоровых мануфактур в эпоху ампира полностью вызолачивались, а высокохудожественные предметы гравировались агатовыми карандашами, представляя собой истинные произведения искусства.