Нэцкэ – традиционная японская скульптура
-
2013-08-01
Многие современные коллекционеры пытаются проследить историю японских скульптур, известных под названием «нэцкэ». Некоторые исследователи считают нэцкэ чисто японским изобретением, однако есть причины отнести такие скульптурки к предметам, заимствованным японцами из разных культур. С давних времен старинные фигурки нэцкэ служили одновременно утилитарной деталью костюма, имевшей специфическую форму, и художественным произведением, оформленным в определенном стиле. Каждая такая характеристика может ответить на вопрос о происхождении нэцкэ.
Брелоки-противовесы, похожие на старинные фигурки, использовались во многих странах: в Эфиопии, Венгрии, Японии и даже на Крайнем Севере. Подобные предметы старины появлялись в странах, где бытовал костюм без карманов, но оснащенный поясом. Нэцкэ в форме пуговицы или палочки использовались и раньше, однако именно в семнадцатом столетии они обрели характер миниатюрных скульптур.
По специфике художественного оформления, нэцкэ можно отнести к китайской культуре, в которой специальные подвесные брелоки начали появляться еще в третьем веке до н. э. В это время уже не одно столетие существовали устоявшиеся традиции заимствования жителями Японии разных элементов материальной и духовной культуры Китая. Очевидно, японские нэцкэ все же имели связь с китайским прототипом. Однако только на территории Японии старинные скульптурки превратились в высокоразвитое и самостоятельное искусство.
До семнадцатого столетия не существовало сведений об использовании нэцкэ японцами. Первые нэцкэ появились приблизительно во второй половине шестнадцатого – начале семнадцатого столетия. Вероятно, важную роль в данном случае сыграли частые походы Японии в Корею. В это время были созданы старинные картины, сохранившие изображения японских костюмов, одним из элементов которых были нэцкэ. Также использование нэцке подтверждается письменными источниками.
Сохранившиеся до нашего времени брелоки-противовесы, созданные японскими мастерами, были изготовлены не ранее первой половины восемнадцатого столетия. В это время завершилось формирование художественных особенностей японской миниатюрной скульптуры. Период с середины восемнадцатого по середину девятнадцатого столетия считался «золотым веком» нэцкэ. Важное влияние на процесс эволюции миниатюрной скульптуры оказало время расцвета искусства ремесленников и купцов. Нэцкэ оказались единственной деталью, украшавшей костюмы горожан. При помощи такого элемента можно было продемонстрировать свое отношение к современной моде, собственный вкус и даже благосостояние.
Во многих японских городах и поселках работали виртуозные мастера, занимавшиеся резкой нэцкэ. Эти старинные скульптуры нередко меняли свою форму, художественную трактовку и изготавливались из разных материалов, отображая художественные вкусы японцев и их пристрастия в разные исторические периоды. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях в Японии сформировались разные школы резчиков нэцкэ.
Большая часть нэцкэ, изготавливавшихся в конце девятнадцатого и прошлого столетия, предназначалась для экспорта. Во многих странах в это время были созданы уникальные коллекции старинных японских скульптурок. В наше время нэцкэ продолжают появляться в продаже, однако они чаще всего представляют собой низкокачественную сувенирную продукцию.