Императорский фарфор

  • 2011-05-26



    Производство фарфора в России начинает развиваться с 40 годов XVIII века, секрет которого открыл русский ученый Д. И. Виноградов. Именно с его именем связана история Императорского фарфорового завода. Он открыл особенности производства фарфора и начала выпуск фарфоровых изделий.

     

    Императорский завод работал исключительно по заказу двора. Всевозможные проекты изделий, прежде чем увидеть  свет, утверждались царской семьей. Изделия из фарфора использовались в повседневной жизни, украшали личные покои царского двора и служили незабываемым подарком приближенным особам.

     

    Первые  фарфоровые изделия были выполнены по саксонским образцам. На белом фоне посуды были изображены небольшие букеты цветов, с изображением птиц. Первая треть девятнадцатого века была ознаменована выпуском на фарфоровом заводе знаменитого Гурьевского сервиза. Часть работы была выполнена по проекту профессора С.С. Пименова и предназначалась для царя Александра I. Работа началась в 1809 году и продолжалась восемь лет.

     

    Все время, пока продолжались работы по изготовлению сервиза, в котором преимущество отдавалось тарелкам, он пополнялся и насчитывал тысячу предметов. Кайма тарелок темно – вишневого цвета дополнительно украшалась антикизированным  золотым орнаментом, который был различен для каждого предмета. Сохранившийся до наших дней Гурьевский сервиз является уникальным произведением искусства русского классицизма.

     

    Уже с 1814 года на фарфоровом заводе широкое применение получил печатный рисунок. До наших дней сохранилась тарелка, где изображены триумфальные ворота города Гатчины. Сам оттиск был сделан с гравюры И.В. Ческого.

     

    В 1828 году мастера изготавливают сервиз в стиле ампир, который получил название «Золотой».  Предметы сервиза славились обилием позолоты и орнаментом на блюдцах и чашках.

     

    В конце девятнадцатого века Императорский  фарфоровый завод продолжает выпускать копии сервизов, изготовленных в 18-м веке. Вся посуда украшается великолепным орнаментом, прекрасными тонкими золотыми завитками, а на фоне пейзажа всегда изображались птицы.