Холуйская миниатюра и иконопись – неотъемлемое достояние русской культуры

  • 2013-06-21



    Художественные народные промыслы, существующие на территории России уже не одно столетие, являются неотъемлемым достоянием и одной из важнейших форм творчества народов страны. История многих художественных промыслов восходит к древности, к деревенскому и домашнему ремеслу, хранящему самобытность русского народа.

     

    Легендарная иконопись и искусство лаковой миниатюры Холуя известно не только в России, но и за ее пределами. Холуй – древнее село, среди жителей которого было немало талантливых иконописцев. В восемнадцатом столетии на территории Холуя, как и в приближенных к нему Палехе и Мстере, иконописание находилось на высшем уровне своего развития. Посредством судоходных рек Холуй был связан со всеми русскими городами, поэтому очень скоро он стал местом проведения крупных ярмарок, где главной продукцией были изделия местных живописцев.

     

    Со временем художники начали создавать более дорогие старинные иконы, строго соответствовавшие определенному стилю. В конце девятнадцатого столетия положение иконописцев Холуя, зарабатывавших себе на жизнь, резко ухудшилось. В то время известная иностранная компания «Жако и Бонакер», занимавшаяся производством банок для ваксы, наладила выпуск икон, изображавшихся на жести. Такие предметы старины пользовались в России огромной популярностью, а холуйские мастера не поспевали за изменениями канонов иконописи.

     

    Все чаще холуйские иконописцы придавали религиозным сюжетам характер бытовых сцен и обращались к станковой живописи. Постепенно их иконы утрачивали традиционный смысл. В 1884 году на территории Холуя была открыта школа иконописания, призванная снова превратить местную иконопись в искусство. Ее руководителями стали выпускники академии художеств Харламов и Зарин.

     

    В новой школе также обучались будущие основатели холуйской миниатюры. В послереволюционное время иконописцы не получали заказов; многие из них покинули Холуй. Оставшиеся жители пытались найти применение своему уникальному искусству. Некоторые мастера в двадцатых годах прошлого столетия переехали в Мстеру, где работала артель художников, создававшая масляные копии известных произведений. Ее филиал вскоре открылся и в Холуе, а спустя некоторое время в деревне появилась собственная артель.

     

    Постепенно холуйские мастера перестали копировать старинные картины и занялись производством оригинальной миниатюры. После долгих поисков собственного стиля в миниатюрной живописи, в 1937-м году жители Холуя впервые представили свои произведения в Париже на Всемирной выставке. Там некоторые работы были награждены бронзовой медалью. Холуй постепенно начал завоевывать популярность.

     

    Холуйские произведения, как правило, выполнены на черном фоне, являвшемся основой росписи. Холуяне писали и на светлом фоне, искусно приглушая его по краям. Их лаковой миниатюре были свойственны развернутые сюжеты, которые всегда легко «читались». Своеобразие холуйской живописи было обусловлено традициями, существовавшими в местной иконописи. Миниатюры, выполненные холуйскими мастерами, отличаются жизненностью сюжетов, материальностью образов и оригинальной формой, моделирующейся цветом. Произведения холуян существенно отличались от изделий, созданных в соседних областях: они были более графическими и декоративными, нежели мстерские миниатюры и живописнее палехских шедевров.