Атрибуция изделий из стекла XVI – XVIII столетий

  • 2013-05-20



    Стекло – один из первых изобретенных человеком материалов, сопровождающих его более пяти тысяч лет. Высокие качества стекла были оценены с первых лет его появления: оно рассматривалось не только как материал, но и как предмет собирательства. Настоящими поклонниками стекла были европейские короли, египетские фараоны, восточные владыки и римские императоры.

     

    Хотя человечество знакомо со стеклом такое длительное время, атрибуция изделий, изготовленных из этого материала, в искусствоведении относится к числу сложнейших заданий. Даже опытный эксперт может допустить ошибку в этом вопросе. Старинные изделия из стекла пережили периоды полной монополии стран на их изготовление, а также времена космополитизма, утвердившегося во второй половине шестнадцатого столетия.

     

    До этого времени способы и формы декорирования были достаточно узнаваемыми. Стеклоделы редко ставили на своей продукции фирменные знаки, позволявшие датировать и идентифицировать работы. Как правило, основная масса изделий в этот период была весьма схожей, ведь большинство известных мануфактур прошло одинаковый путь – от простого копирования изделий своих предшественников до создания собственного стиля.

     

    Отметки, походившие на марки, стали появляться только в конце восемнадцатого столетия, однако ставились они хаотично: марки имели не все мануфактуры, да и ставили их от случая к случаю. Именники мастеров, выполнивших старинный предмет или его декор, также редко появлялись на изделиях. Установить автора работы, как правило, можно лишь при помощи архивных документов, подтверждающих выполнение конкретного заказа.

     

    Старинные изделия из стекла, в основном являющиеся анонимными произведениями искусства, создают своему исследователю множество проблем. Единственным методом атрибуции стекла, позволяющим получить практически стопроцентный результат, является тщательное исследование химических составляющих предмета.

     

    Каждая небольшая мануфактура, завод или домашнее производство обладали своими рецептами шихты. Большинство изготовителей хранили в секрете информацию о технологическом процессе, пропорциях и составляющих шихты, а также о проводимых экспериментах. Регионы и страны работали на доступном для них сырье, которое не нужно было везти издалека. Благодаря химическому анализу можно получить полную информацию о шихте и, соответственно, о месте изготовления того или иного предмета.

     

    Однако проведение подобного анализа может оказаться небезопасным для самого предмета старины, поэтому некоторые специалисты по стеклу используют визуальный метод определения региона производства. В таком случае во внимание берется оттенок стекла, который часто бывает достаточно отчетливым. При использовании этого метода результаты следует подкреплять дополнительными доказательствами.

     

    Так, старинные изделия из стекла, созданные в Саксонии и Богемии, имеют определенно сиреневатый или сероватый оттенок. Однако сходство работ этих стран на этом заканчивается, ведь стилистически они существенно отличаются друг от друга, поэтому определить место создания той или иной вещи несложно. Российское стекло характеризуется специфическим желтоватым оттенком, что может послужить отличной атрибутивной характеристикой.