Русские подписные иконы – коллекционная редкость
-
2013-05-08
Старинные иконы, содержащие авторскую подпись, в последние годы вызывают неизменный интерес коллекционеров и ценителей русской иконописи. За несколько лет на антикварном рынке России появилось большое количество достаточно интересных антикварных подписных икон, открытие которых стало настоящим событием. Подобные предметы старины представляют особую культурную и историческую ценность, ведь каждое новое произведение или имя иконописца позволяет получить более целостную и полную картину многовекового развития художественной культуры страны.
Чаще всего помимо подписей, появлявшихся на русских иконах, указывалось время создания старинной иконы, что позволяет современным специалистам и исследователям проследить путь развития художественных процессов, протекавших в русской иконописи не только в эпоху Нового времени, но и во времена Средневековья.
Сравнительно недавно в антикварном мире появились первые сведения о подписных иконах царских мастеров, работавших в Оружейной палате в семнадцатом столетии, а также их последователей, творивших в восемнадцатом веке. В сознании многих коллекционеров уже укрепилась мысль, что старинные древнерусские иконы, подражавшие средневековой культуре, были анонимным явлением по своей природе. В своих произведениях иконописцы старались наиболее достоверно передать низменные образы невидимого для людей мира. Как правило, при создании икон не допускалась личная интерпретация элементов, поэтому подписи на иконах не ставились.
На протяжении многих столетий иконописец рассматривался не как творец, а лишь как соединяющее звено между незримым и чувственным мирами. На территории России обычай ставить подписи на иконах появился во второй половине семнадцатого столетия под влиянием западной культуры. Именно в этот период в сознании русского человека произошли существенные изменения, а в иконописи над верностью традиции стала преобладать индивидуальная манера письма.
Уже в середине семнадцатого века авторские подписи на иконах появлялись повсеместно. Как правило, их ставили не на обороте, а на лицевой стороне произведения. Такая практика была взята за правило иконописцами мастерской, работавшей при Оружейной палате. В те времена художники, подписывавшие свои иконы, не просто оставляли свое имя для следующих поколений, а признавали свою ответственность за богословскую точность и высокий художественный уровень произведений.
Старинные иконы восемнадцатого столетия практически во всех случаях содержали подпись иконописца. Такое требование к мастерам было подкреплено специальным указом, изданным Петром I. Это был один из способов борьбы государства с церковным расколом, ведь с того времени каждый художник был ответственным за идеологическое содержание своих работ. Так, в современных коллекциях можно намного чаще встретить старинные иконы восемнадцатого столетия, содержащие подписи мастеров, нежели подписанные работы светских живописцев, ведь на них не распространялось требование царского указа.