Художественная мебель, декорированная цветными камнями
-
2013-05-07
Издавна в украшении старинной мебели использовались разнообразные цветные камни. Такой материал всегда привлекал мастеров своими непревзойденными декоративными характеристиками. В старину цветным камням приписывались целительные свойства.
В коллекциях некоторых музеев Росси можно встретить разнообразные по времени, технике и месту изготовления предметы художественной мебели, при создании которых в качестве декоративных элементов использовались самоцветы и мрамор. Эти предметы антиквариата некогда входили в убранство великокняжеских и императорских дворцов, являясь настоящей гордостью их владельцев и объектом коллекционирования: мебель, инкрустированная русской, римской и флорентийской мозаиками, привозилась из других стран, заказывалась у отечественных производителей. Купить старинную мебель с восхитительным художественным оформлением можно было во многих столичных магазинах.
Наиболее активно мебель начали декорировать камнями в эпоху барокко, когда мастера стали обогащать предметы интерьера не только усложнением декора и формы, но и выбором новых цветовых решений. В период с шестнадцатого по семнадцатое столетие на территории Европы начали появляться фигурные столики, нарядные кабинеты, разнообразные пьедесталы и консоли, богато украшенные каменной мозаикой. Такая старинная мебель наполняла интерьер особым блеском.
Одним из известнейших центров, прославившихся своей художественной мебелью, была Флоренция. Там создавались предметы интерьера, декорированные сложными мозаичными изображениями из полудрагоценных камней и мрамора. Метод создания таких мебельных мозаик был аналогичен сочетанию разных пород дерева: композиции составлялись из каменных пластин, при помощи мастики наклеивавшихся на шиферную доску. После проведения шлифовки мозаика выглядела как монолитный рисунок.
В середине восемнадцатого столетия такая техника украшения мебели получила известность во всем мире. В составы необычных картин, появлявшихся на мебели, входили ценные агаты, мрамор, гранаты, лазурит, перламутр, сардониксы, топазы, яшмы и кораллы. С ходом времени мебельные техники флорентийских мастеров были освоены мебельщиками многих городов Италии, однако предметы интерьера, выполненные в разных частях страны, отличались некоторыми особенностями.
В середине девятнадцатого столетия техника флорентийской мозаики снова оказалась на пике популярности. Ее смогли освоить не только итальянские мебельщики, но и камнерезы других стран Европы. Большое количество художественной мебели, декорированной каменной мозаикой, изготавливалось искусными русскими мастерами. Одной из известнейших техник, часто использовавшихся отечественными изготовителями мебели, стала облицовка предметов тончайшими пластинами лазурита и малахита. В этой технике, известной под названием «русская мозаика», красота натуральных камней приумножалась мастерством художника, тщательно подбиравшего природный рисунок материалов. Старинная русская художественная мебель была истинным произведением искусства, достойным занимать место в музейных и частных коллекционных собраниях.