Иконопись – история развития культовой живописи
-
2011-05-11
Иконопись относится к средневековой культовой живописи. Первые сохранившиеся памятники датируются шестым веком и изображают персонажей христианских легенд и лики святых. Начиная с десятого века, в иконописи появляются сюжетные линии, которые показывают символический и повествовательный характер.
Широким распространением иконописи славилась Византия, которая наложила свой отпечаток и на другие западные страны. Вслед за ней, иконопись распространилась повсеместно, от Италии до Эфиопии.
В России 13-16 веков, живопись приобрела исключительно художественное своеобразие и яркость. Никогда искусство иконописи не сводилось к ритуальному искусству. Она, прежде всего, отражала эстетику человека и вела к освоению художественного мира.
С принятием христианства в Россию пришли и иконы. На Руси до пятнадцатого века существовала лишь одна греческая школа, которая повторяла Византийский стиль, но, начиная с 15 века, под влиянием запада, она видоизменяется.
Иконы являлись своего рода отдельными композициями, антиквариатом, и существенно отличались от фрески и миниатюры, передавая сюжеты религиозного и культового назначения. Первоначально иконы выполнялись в технике энкаустики, затем темперы. Начиная с восемнадцатого века, иконы писались маслом на деревянных досках и холсте. Они органически вписывались как в декоративно- прикладном искусстве, так и архитектуре. Но выполнялись, прежде всего, для определенного места.
Но со временем, живописцы ищут компромиссные формы, обозначаются новые тенденции в иконописи, и само искусство приходит в упадок, превращаясь в ремесло.