Иконопись – история развития культовой живописи

  • 2011-05-11



    Иконопись относится к средневековой  культовой живописи. Первые сохранившиеся  памятники датируются шестым веком и изображают персонажей христианских легенд и лики святых. Начиная с  десятого века, в иконописи появляются сюжетные линии, которые показывают символический и повествовательный характер.

     

    Широким распространением иконописи славилась  Византия, которая наложила свой отпечаток  и на другие западные страны. Вслед  за ней, иконопись распространилась повсеместно, от Италии до Эфиопии.

     

    В России 13-16 веков, живопись приобрела исключительно  художественное своеобразие и  яркость. Никогда  искусство иконописи  не сводилось к ритуальному искусству. Она, прежде всего, отражала эстетику человека и вела к освоению художественного мира.

     

    С принятием  христианства в Россию пришли и иконы. На Руси до пятнадцатого века существовала лишь одна греческая школа, которая  повторяла Византийский стиль, но, начиная  с 15 века, под влиянием запада, она  видоизменяется.

     

    Иконы являлись своего рода отдельными композициями, антиквариатом, и существенно отличались от фрески и миниатюры, передавая сюжеты религиозного и культового назначения. Первоначально иконы выполнялись в технике  энкаустики, затем темперы. Начиная  с восемнадцатого века, иконы писались маслом на деревянных досках и холсте. Они органически вписывались как в декоративно- прикладном искусстве, так и архитектуре. Но выполнялись, прежде всего, для определенного места.

     

    Но со временем, живописцы ищут компромиссные формы, обозначаются новые тенденции в иконописи, и само искусство приходит в упадок, превращаясь в ремесло.