Традиции дагестанского ковроделия

  • 2013-03-14



    На территории Дагестана ковроделие на протяжении многих столетий являлось традиционным промыслом, секреты которого передавались от матери к дочке, из поколения в поколение. Узоры старинных ковров сменялись новыми, более совершенными и отточенными композициями. Искусство ковроделия в Дагестане является одним из наиболее распространенных видов кустарного промысла по сегодняшний день. Здесь вряд ли найдется уголок, где бы не ткались разные виды ковровых изделий. Особенно прославились своим мастерством, красотой цветочных сочетаний и узоров высокохудожественные безворсовые и ворсовые ковровые изделия табасаранских и лезгинских мастериц.

     

    Традиции ковроделия в Дагестане прошли долгий путь формирования. Археологические находки свидетельствуют о существовании здесь ткачества и прядения еще в эпоху бронзы. В двенадцатом столетии Дагестан стал важным центром торговли, экономики и художественной культуры Кавказа. В это время стали появляться разнообразные ковровые изделия культового назначения: молитвенные коврики и намазлыки.

     

    Старинные ковры, созданные дагестанскими мастерицами, славилась высочайшим качеством: их создавали из шерстяных нитей, окрашивавшихся красками, добытыми из кустарников и трав. Развитию здесь коврового искусства способствовало не только наличие необходимого сырья, но и наличие свободных рук. Уже в девятнадцатом столетии на территории Дагестана сформировались самобытные центры этого ремесла. Уникальными традиционными формами, рисунками и расцветками отличались старинные ковры аварцев, лезгин, лакцев, кумыков, табасаранцев, даргинцев.

     

    Ковровое искусство жителей Дагестана богато и многообразно. По технике исполнения и характеру узоров все ковры разделялись на три крупные группы: войлочные, безворсовые и ворсовые. Антиквариат такого характера мог иметь разные классические композиции. Так, ворсовые ковры обычно содержали узоры под названием «Хив», «Сафар», «Ерси», «Дербент», «Рутул», «Ахты». Каждая такая композиция строилась на определенных орнаментальных мотивах, художественных особенностях и цветовой гамме.

     

    Антикварные дагестанские ковры содержали богатый мир символов, представлявших уникальный язык коврового искусства. Так, на территории Дагестана можно было купить старинные ковры с геометризированными изображениями животных, растений, людей и орудий труда. Посредством таких узоров народные мастерицы отображали природу, окружающий мир, передавали свои настроения и чувства.

     

    На ранних этапах развития ковроделия изображения фигур людей и животных обладали магическим смыслом, связанным с древними верованиями, обрядами и культами. Со временем такое символическое значение было утрачено, а узоры стали носить исключительно декоративный характер. Как правило, все дагестанские ковры, независимо от их композиции, были построены по единому принципу: старинный ковер должен был состоять из бордюра и центрального поля. Благодаря этому ковровые изделия отличались замкнутостью.

     

    Чаще всего фон дагестанских ковров выполнялся синими или традиционными вишнево-красными оттенками, на которых располагался узор, состоявший из цветов, количество которых варьировало от семи до двадцати четырех. Каждый ковер, выполненный дагестанскими мастерицами, был уникальным произведением искусства, достойным занять свое место в частных коллекциях и музейных собраниях.