Хохлома – исконно русский народный промысел
-
2013-02-25
В семнадцатом столетии на территории России сформировался оригинальный русский промысел, известный как хохлома. Этот самый известный на сегодняшний день вид русской живописи впервые появился в Нижегородской губернии в деревне Семино. Ценители антиквариата и многие искусствоведы полагают, что истоки хохломской орнаментики с ее уникальными сочетаниями красок необходимо искать в декоративной древнерусской культуре, существовавшей в период с пятнадцатого по шестнадцатое столетие.
Старинные картины, исполненные на разнообразных предметах быта, отличались восхитительным соединением ярко-алой киновари, золота и черного цвета. Основной хохломской рисунок – это вьющиеся ветки с ягодами, изображенные в окружении пышных трав. Именно в пятнадцатом столетии подобные сочетания цветов встречались в рисунках, украшавших старинные книги, антикварные иконы и фрески.
При выполнении традиционной хохломской росписи изначально было принято наносить не золотой, а оловянный порошок серебристого цвета. После этого само изделие покрывали особым составом, несколько раз обрабатывавшимся в печи. Именно благодаря этому у предметов появлялся великолепный медово-золотой оттенок, а старинная посуда, изготовленная из дерева казалась достаточно массивной.
Традиционным хохломским орнаментом были яркие ягоды рябины и земляники, а также цветущие ветви. В редких случаях на изделиях можно было встретить изображение рыб, птиц и разнообразных зверей. Изначально слово Хохлома использовалось как название одной из деревень, куда матера, работавшие в близлежащих деревнях, приносили на продажу свои изделия. В этот исторический период наступила эпоха активного возрождения России после опустошительных набегов татаро-монгольского ига. Тогда начали обновляться церкви и храмы, а в местных лесах стали поселяться бежавшие от своих хозяев крестьяне и староверы. Так как эта земля отличалась особой бедностью, единственным источником для существования стали народные промыслы.
В новом виде русского промысла уникальным образом соединились многовековые традиции как беженцев и местных жителей, так и староверов. Хохломская роспись находилась в постоянном развитии. Антиквариат, созданный мастерами Нижегородской губернии, в девятнадцатом столетии стал главной достопримечательностью области. Кроме того, купить старинную посуду и разнообразные предметы быта, раскрашенные хохломой, можно было как на всех отечественных, так и на многих иностранных ярмарках. Особенно экспорт хохломы в разные страны мира вырос после ее необычайного успеха на Парижской Международной выставке.
Изделия, украшенные хохломской росписью, с охотой приобретали многие торговые фирмы Индии, Германии, Франции и Англии. В истории известны случаи, когда иностранные мастера изготавливали предметы, раскрашенные под хохлому. С началом прошлого столетия традиционные народные промыслы переживали кризис, вызванный военными событиями. По этой причине многие русские мастера остались без заказов и были вынуждены закрыть свое производство. Лишь в советский период хохлома снова вошла в моду и продолжает пользоваться популярностью по сегодняшний день.