Плащаница – величайшая из святынь христианского мира
-
2013-02-11
С ранних времен основания христианства в легендах упоминается нерукотворный образ Христа. Одна из таких легенд, содержащаяся в житии святой Вероники, рассказывает о походе Иисуса на Голгофу, когда неизвестная женщина преподнесла Христу головное покрывало, чтобы Он мог вытереть с лица пот и кровь, после чего на покрывале проступил Его лик. Согласно с другой легендой, царь Абгаре V получил от Иисуса плат с изображением Его нерукотворного лика. При помощи этой материи правитель смог исцелиться от проказы. Подобных историй существует очень много, однако ни одна из них не содержит упоминаний о погребальных пеленах.
В хрониках о крестовых походах можно найти сведения о рыцаре де Шарни. Вероятно, его род оберегал тайну о Плащанице, когда орден тамплиеров был под угрозой уничтожения. Со временем он все же смог раскрыть ее секрет миру. Впервые этот предмет культа был представлен графом Жаффруа де Шарни в 1353-м году. Он продемонстрировал широкой публике льняную материю размером четыре на один метр, на которой можно было увидеть четкие черты изнеможенного тела. Граф объявил, что старинная Плащаница являлась погребальной пеленой Христа.
Реликвию было решено разместить в специально возведенный для этого храм, расположенный в Лирее, недалеко от Парижа. В 1452 году Плащаница перешла во владение герцога Савойского, потомки которого спустя некоторое время стали правителями Туринского маркграфства. В 1578 году Плащаницу разместили в соборе Джованни Батиста в Турине. Этот ценнейший предмет старины хранится там по сегодняшний день.
Загадку таинственного полотнища ученые пытаются разгадать уже несколько столетий. Плащаница была создана без использования каких-либо красителей. Некоторые ученые выдвинули предположение, что рисунок на материи был сделан подобно изображению на негативе. Вероятно, обычная ткань стала своеобразным негативом, на который был направлен мощный световой поток. Однако даже при использовании современного оборудования ученые не смоги воспроизвести подобное изображение.
Исследователи изучили каждый миллиметр полотнища и обнаружили множество удивительных фактов. Так, на материи удалось найти пыльцу растений, характерных только для территории Палестины; ткань Плащаницы была соткана по древнейшей, не сохранившейся до нашего времени технологии, использовавшейся ближневосточными ткачами; повреждения и раны, появившиеся на образе, полностью совпадают с описанными в Библии предсмертными муками Иисуса. Изучение этой материи вызвало появление целой науки под названием «синдология».
Ученым еще предстоит найти ответы на сотни вопросов, связанных с Плащаницей, главным из которых является установление точной даты ее изготовления. Если реликвия на самом деле была изготовлена в первом веке, можно было бы говорить об ее подлинности. В противном случае, граф де Шарни стал бы величайшим мистификатором в истории человечества. Наверняка, в будущем с историей Плащаницы еще будет связано множество чудесных открытий, однако уже сейчас можно утверждать, что это льняное полотно остается единственным в своем роде. На протяжении многих столетий оно считается священным артефактом одной из важнейших мировых религий.