Самые первые осветительные приборы

  • 2011-04-28



    Самые первые образцы осветительных приборов появились в 12 веке. Сейчас их разнообразие поражает своей оригинальностью. Осветительные приборы изготавливались из дерева и металла, приобретали различные формы. Расцвет создания осветительных приборов пришелся на 18 и 19 века.


    Так, в 18 веке у различных слоев населения были разные осветительные приборы. Крестьяне обычно пользовались лучинами, которые горели в светцах. У ремесленников, это были железные подсвечники с сальными свечами или жировки, где плавал маленький зажженный фитиль. У высшего класса, в основном, использовались различные приборы с восковыми свечами. В целях экономии, в служебных помещениях дворцов и богатых домов использовались сальные свечи.


    В конце 18 века, в публичных театрах, не было средств на дорогие антикварные свечи, из-за этого использовали сальные. Главным недостатком сальных свечей является чад и копоть во время горения. В Большом Петровском театре богатым лицам, которые занимали ложи, разрешалось иметь собственное убранство и освещение, по своему вкусу. А вот при освещении сцены в основном пользовались плошками.


    В 17 веке, начали появляться богатые  и роскошные апартаменты, в которых  проводились вечера и увеселительные мероприятия. Потребовалось дополнительное освещение, т.к. света исходящего от свечей уже было недостаточно. В Западной Европе, использовался горный хрусталь. Он обладает большой способностью отражения. Впервые, это стекло было изготовлено в Чехии, применили же его в приборах освещения во Франции.


    Интерьеры дворцов были богато украшены позолоченной лепкой и резьбой. Все это требовало очень яркого освещения. Достаточно большое внимание уделялось форме осветительного прибора, который должен был соответствовать интерьеру. Необходимость осветить все уголки помещения подтолкнула к созданию трех форм осветительных приборов – стоячих, подвесных и навесных. К подвесным приборам относят люстры и фонари, к навесным – бра и настенники, к стоячим – торшеры и канделябры.


    Развитие стекольной промышленности и процветание бронзового дела, способствовало производству осветительных приборов в России. Высокая цена бронзовых изделий  привела к необходимости искать замену – появились резные приборы из дерева, позолоченные, трех цветов (красный, желтый, зеленый), что в свою очередь давало поразительный художественный эффект. Светильники из дерева отличались эксклюзивностью. В 18 веке, в изготовлении приборов использовали не только дерево, в производстве участвовало папье-маше, колерованное под драгоценные металлы.


    Бронзовая промышленность, в 19 веке, способствовала появлению русского варианта классицизма. Русские архитекторы  хотели достичь единства в интерьере  и убранстве предметов. Форма светильника должна была сочетаться с обстановкой интерьера и играть важную роль в восприятии обстановки. С помощью осветительных приборов передавалось основное назначение помещения, подчеркивая его стиль. По проекту архитектора Воронихина, в Греческом зале Павловского дворца были изготовлены люстры и канделябры, прекрасно сочетающиеся с богатым убранством зала.