Старинные предметы из драгоценных камней и металлов России

  • 2011-04-26



    Россия, с давних времен, славится своими мастерами по изготовлению великолепных предметов из драгоценных камней и металлов. Так уж сложилось, что эта страна –  единственный полноправный владелец Уральского хребта – самого богатого минералами и рудами места на земле. Как известно, на Урале попадаются даже такие ископаемые, которых нет нигде на планете. Обусловлено это возрастом хребта – около 500 млн. лет. Обладая таким даром природы, российские ювелиры не могли не стать  одними из лучших мастеров в мире.


    На протяжении многих веков технология изготовления ювелирных изделий не менялась. Вручную ковали, придавали форму и блеск, вырезали узоры, закаляли и снова ковали. Изготовленные посредством такого титанического труда, антикварные предметы, обходились довольно дорого, даже богатейшим князьям и предпринимателям того времени. Но вместе с промышленной революцией конца XVII – начала XIX века, пришли к ювелирам принципиально новые методы изготовления стаканов, графинов и просто красивых безделушек.


    Вместо бесчисленных инструментов появились машины, штамповавшие изделия вместе с вычурными листочками и фигурками. Изготовление стало  простым и массовым. Изменился  и внешний вид ювелирной продукции  – яркое, блестящее покрытие сосудов  превратилось в мягкое и матовое. Раньше, форма фигуры достигалась  ударами ювелирного молотка, но окончательная  работа была шершавой, теперь же, стенки графинов и прочих изделий раскатывались на специальных валиках, и были ровными и гладкими.


    Так люди избавились от грубоватого неровного блеска, присущего 25 поколениям ювелирной продукции. Цвет окончательных произведений также претерпел изменения. Для экономии материалов, ювелиры творили из сплавов драгоценных металлов с медью, свойственная золотым и серебряным графинам яркость потускнела. Вскоре, мастера научились полностью маскировать «неблагородство» материалов, обжигая, покрывая слоем золотого напыления, запаивая поверхности готовых шедевров. Отличить такие работы от настоящих золотых, или же серебряных, было очень непросто даже экспертам.


    Но стили Барокко и Рококо стали постепенно изживать себя. На смену десяткам крошечных  фигурок, покрывавшим драгоценную  посуду, пришли строгие геометрические формы – овал, шар, квадрат. Украшения  были однообразными и сдержанными. Фигурками покрывались лишь некоторые части продукции, а также изредка стилизовались ножки бокалов, и подставки массивных произведений ювелирного искусства.